Поиск по сайту
Голосование
Вашему ребенку комфортно в школе (дет. саде)?
 

Популярное в школе



Методические рекомендации по обучению чтению

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Детский портал "Сашенька" - Школа

Методические рекомендации по обучению чтению

Каждый, кто учит или собирается учить детей читать, должен знать точный ответ на вопрос, кому и зачем это нужно. Учитель-профессионал ответ на этот вопрос знает: мы учим каждого ребенка читать потому, что это нужно и ребенку, и обществу. Ребенок, взрослея, очеловечивается только в общении с себе подобными, причем в той мере, в которой уже очеловечены окружающие его люди. Понятно, что Маугли, выросший человеком в обществе зверей, — это прекрасная сказка. Феномен очеловечивания человеческого детеныша в процессе его физического роста к настоящему времени досконально прослежен в природе и объяснен наукой. Суть этого феномена такова: с момента появления на свет ребенок, интуитивно подражая окружающим его людям, учась у них, впитывая накопленный ими опыт, творит (созидает!) себя в меру отпущенных ему природой возможностей и сил. Чем шире круг лиц, с которыми он общается, чем совершеннее эти лица в умственном и нравственном отношении, тем больше у него возможностей, осваивая их опыт, найти самого себя, стать тем, кем ему предназначено. И чем уже круг людей, доступных вниманию ребенка, чем ограниченнее и хуже эти люди, тем меньше у него возможностей, опираясь на их опыт, стать самим собой. Умение читать — это мощнейший открывшийся каждому из нас прорыв к себе, к пробуждению не тщеславия, а своих Богом данных талантов и возможностей, которые только и могут стать для человека основой личного творческого труда на благо общества и себя самого, а значит, счастья, поскольку книги хранят весь бесценный человеческий опыт, накопленный до нас и для нас. Опыт и позитивный, и негативный. И этот опыт работает на нас, если мы действительно умеем читать.

Сейчас много говорится о творческом чтении. Учителю-профессионалу надо из всего этого извлечь одно: для каждого по-настоящему творческим является только чтение-общение, т.е. самостоятельный и личностно сориентированный, заинтересованный разговор читателя не с тем, кто его учит читать, а с собеседником, оставившим ему свой бесценный опыт в написанной им книге. И философы, и психологи, да и учителя давным-давно знают, что разговор двух людей (собеседников) не может быть нетворческим. Он состоялся, если собеседники слушали и слышали друг друга; если они понимали друг друга и переживали то, что понимали (пусть даже не соглашаясь друг с другом); если, разойдясь, они не раз мысленно обращаются к своей беседе и непроизвольно (иногда с досадой), но вспоминают («слышат») «куски» беседы спустя долгое время после того, как беседа состоялась. Если же ничего этого в процессе беседы не было, если слушающий не слушал и не слышал говорящего и не откликался умом и сердцем на его речь, то и беседы не было, т.к. не было сотворчества...

Каков же вывод? Мы учим всех детей читать, чтобы в процессе обучения не учитель, а книги становились их постоянными собеседниками; чтобы дети учились оценивать книги (собеседников, их написавших) в расчете на себя, а не на вкус учителя или родителей; чтобы они узнали широкий мир книг, из числа которых собеседников можно и должно выбирать, и не просто научились, а привыкли это делать в нужное для них время по нужным для них поводам. Только в этом случае чтение станет для детей важнейшим интеллектуально-эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений. Только тогда они оценят получаемое ими в школе от учителя умение читать, захотят научиться читать и полюбят чтение и книги.

Что же нужно сделать учителю, чтобы все при обучении детей чтению случилось именно так, а не иначе?

Ему нужно вовремя, т.е. в первый же учебный день, показать детям в книге собеседника и научить их, еще не умеющих читать, задавать книгам-собеседникам самые первые, очень важные вопросы и самостоятельно, без учителя получать на них ответы от книги.

Учителю надо помнить, что никогда нельзя тормозить у детей реализацию умения читать книгу, самостоятельно говорить с книгой-собеседником, которая их интересует; что на уроках чтения — и в добукварный, и в букварный период, нужно, чтобы дети учились думать над книгой, предугадывая события, о которых говорится в тексте. Тогда они захотят и учиться читать, и читать... Все эти «надо» много раз описаны в статьях и трудах методистов, разрабатывающих методику обучения младших школьников чтению-общению и реализующих свою учебно-воспитательную работу в начальных классах в рамках теории формирования читательской самостоятельности (или теории формирования типа правильной читательской деятельности, что одно и то же), основанной на законах, открытых наукой о формировании читателя во второй половине XX века. Перейти к вопросу о том, кто и что мешает учителю формировать у современных младших школьников интерес и любовь к чтению и что ему следует делать в этом случае.

Прежде всего, учителю мешает данная кем-то установка родителям на то, чтобы они научили детей читать сами, до школы... Конечно, нет ничего плохого в том, если ребенок сам, по своему желанию узнает (запомнит) буквы и интуитивно, подражая старшим, научится читать. Но учить читать, т.е. произвольно обучать ребенка сложнейшей умственно-эмоциональной деятельности, которая непременно положительно или отрицательно скажется на всей его жизни, имеет право только специалист-профессионал. В противном случае учителю-профессионалу придется испорченного неправильным обучением ребенка (и не одного!) переучивать. А это крайне трудно, да и методика переучивания читателей, испорченных неправильным первоначальным обучением, еще формируется. Методика переучивания чтению, перестраивающая отношение младшего школьника к книге и чтению книг с негативного на позитивное, применима пока только на специально созданном учебном материале — книжках-игрушках и в особо организованном учебно-воспитательном процессе — в ходе дидактической игры.

Е.В. Дьячковой была теоретически разработана, проверена и внедрена в практику школы методика работы с книжкой-игрушкой как средством формирования у младших школьников интереса к книге — собеседнику и чтению — беседе с книгой, а также как средством переучивания детей 6-9 лет, испорченных неквалифицированным обучением до школы. Технология обучения Е.В. Дьячковой — это групповая технология, т.к. коррекция отношения к обучению детей чтению проводится в кружке, куда строго по желанию, с удовольствием ходят дети с 1-го по последний класс начальной школы, почувствовавшие в ходе занятий необходимость в умении научиться читать.

С.Н. Вачкова, М.В. Тришина, Р.Ф. Досаева-Позднышева и др. расширили коррекционные возможности дидактической игры и книжки-игрушки при обучении и переучивании младших школьников желанию и умению учиться читать книги. Ими были разработаны две новые технологии использования дидактической игры и книжки-игрушки для «доучивания» и переучивания детей 6-9 лет, не ставшими читателями по вине взрослых, а именно технология индивидуальных занятий и технология смешанная.


загрузка...
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
загрузка...