Поиск по сайту
Голосование
Вашему ребенку комфортно в школе (дет. саде)?
 

Популярное в школе



Причины нежелания детей учиться читать

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Детский портал "Сашенька" - Школа

Причины нежелания детей учиться читать

Почему дети хотят учиться читать и почему не хотят? Ответ на этот вопрос давно известен психологам и методистам, а значит, не должен быть открытием и для учителя-практика.

Сложный комплекс чувств, который мы привыкли выражать глаголом хочу, только тогда не связан с деятельностно-чувствен-ным комплексом могу (или — в крайнем случае — смогу), когда мое «хочу» выполняю не я, а кто-то другой. Если же субъектом и «хочу» и «могу» являюсь я сам, то «хочу» и «могу» неразрывны. Любой человек всегда хочет делать то, что он делать может (умеет!), а следовательно, то, что сулит и приносит ему не обиду и слезы, а удовлетворение или радость от затраченных усилий. Даже «хочу» и «смогу» доступно не всем, а только тем, у кого крепкая воля и хотя бы небольшой опыт переживаний реализации «хочу» и «могу». Такова закономерность, воздействию которой подвержен и взрослый, сформировавшийся человек, не то что ребенок, у которого только формируются нервно-психические структуры и процессы. Действие этой закономерности не раз проверялось наукой. Любой человек может легко проверить ее на себе и на своих близких. А если это всеобщая закономерность, то и решение нашего вопроса не может от нее не зависеть, причем зависимость эта прямая и последовательная. Повторим: любой человек, а ребенок в особенности, хочет (любит) делать то, что у него получается, что он может сделать, испытав от этого удовлетворение.

Больше всего ребенок хочет стать взрослым, а значит, потенциально он готов научиться всему, что для этого необходимо. Однако чтобы его «хочу» из возможного стало реальным, те, кто помогают ему в этом, должны запомнить: желаемый переход из возможного в реальность произойдет, только когда:

• у ребенка, обучающегося какой-либо деятельности, будет мотив действовать;

• умению действовать его будет обучать умелый учитель;

• то, чему ребенок учится, зримо для него — получается, и он может сразу применить то, чему научился, в жизни — на радость себе и всем окружающим.

Соблюдение этих условий при обучении подавляющего большинства детей обязательно. Если же учитель этих трех главных условий успешности обучения не знает или не выполняет, то получается, что он учит детей, а дети «почему-то» то хотят учиться, то не хотят. При обучении чтению это выглядит так.

Сначала любой ребенок очень хочет «узнать буквы» и на-учиться читать значимые для него слова. Чаще всего, если взрослые ему не мешают, и особенно если у него есть старшие братья, сестры или друзья, соседи, уже умеющие читать, он путем подражания и интуиции (язык-то родной!) с этой задачей справляется быстро, но также быстро к умению читать-раскодировать буквы, слоги и слова охладевает. Прочитать вывеску «Молоко» или «Хлеб» он теперь умеет, а для дальнейших усилий и совершенствования умения читать у него нет мотива. Читать предложения и тексты в букваре — трудно и вообще непонятно, зачем. Действительно, зачем шести- или семилетнему ребенку тратить силы, чтобы узнать, допустим, следующее:

Тут Пата и Анна. У Анны ноты.
Или: Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу.

И учителя-практики заранее ждут этого спада интереса к обучению грамоте у детей в период перехода от чтения слогов и слов к текстам. Как противостоять этому, они не знают и, чаще всего, применяют тактику «кнута и пряника» — и играют, и ругают, и родителей подключают, лишь бы дети «зачитали»... Неимоверные усилия вроде бы приносят успех, ведь взрослый сильнее ребенка. Дети подчиняются напору взрослых и, освоив азы техники читательского ремесла на текстах Букваря или Азбуки и отпраздновав «день освобождения» (День прощания с Букварем), переходят, наконец, к чтению литературных произведений.

Тут наступает второй спонтанный взлет интереса к чтению. У всех детей? Нет, совсем не у всех! В битвах с букварными страницами класс, как правило, «теряет» от 3 до 10% начинающих читателей. Это те дети, которые читали страницы Букваря формально, которые «не хотели» учиться читать, потому что не видели, чему они учатся. А раз не видели, значит, и не могли ничему научиться, ибо, чтобы продвигаться в учении, обязательно надо видеть и анализировать результат своих усилий...

И все же второй год обучения, особенно второе полугодие, это все-таки взлет интереса к чтению, но недолгий. А потом опять спад. И теперь уже надолго, если не навсегда... Почему? А потому, что литературные произведения, которые учитель читает с детьми, если и вызывают у них интерес, то сиюминутный, неглубокий, нестойкий. Да и не может одно, пусть с чьей-то точки зрения самое лучшее, литературное произведение в равной степени захватить, увлечь всех учеников даже в одном классе, т.к. не может иметь для всех этих детей равное жизненно важное значение. Тем более, если произведение детям явно не по возрасту (к примеру, философская миниатюра Ф. Кривина «Былинка и солнце» для первоклассников, рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны» во 2-м классе и др.). А если произведение « не по мне», и снова «не по мне», и так много раз, а учитель все хвалит и хва-лит и произведения, и их авторов, вывод один: читать литературные произведения — занятие вообще «не по мне»! Главное — отсидеть урок и не получить двойку...

Подводя итог сказанному и переведя наблюдения с уроков чтения в современной школе на методический язык, констатируем следующее. Обучаясь читать, дети в современной школе:

• так и не узнают, что вокруг них — море доступных и инте-ресных им книг, о которых они, читая хрестоматию, и не догадываются;

• обучаясь читать, дети в современной школе привыкают говорить с учителем, а не с книгой. С книгой их «говорить» просто никто не учит, а значит, среди книг они чувствуют себя, как в чужом обществе, где неуютно и откуда хочется поскорее уйти в мир привычный, без книг.

Современная школа, будто бы обучая детей читать, отлучает их от чтения книг, т.к. в процессе обучения нарушает оба позитивно действующих, т.е. работающих на формирование читателя, объективных закона: Закон знания книг и Закон деятельностного формирования читательской культуры. А если эти законы обуча-ющими нарушаются, то в силу вступает третий объективный закон обучения чтению — Закон провоцирования обучением нежелания читать. Именно так: нарушая законы, помогающие формировать интерес к чтению и умение читать книги, учитель — хочет он того или нет — сам провоцирует у своих учеников нежелание читать. И чем больше он старается, чем жестче действует, тем формальнее, т.е. тем хуже, результат для дела становления ребенка-читателя.


загрузка...
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
загрузка...