Поиск по сайту
Голосование
Вашему ребенку комфортно в школе (дет. саде)?
 

Популярное родителям



Как вырастить лентяя

(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Детский портал "Сашенька" - Родителям

Как вырастить лентяя

Нужно с прискорбием признать, что и этот замечательный тип пользуется незаслуженным осуждением со стороны окружающих его людей. В самом деле незаслуженным: что‑что, а уж вреда (впрочем, как и пользы) лентяй приносит минимальное количество. В целом эти дети даже милы – они не раздражают своей неуемной активностью, не лезут под руку с навязчивыми предложениями «помочь», не творят пакости под прикрытием полезной деятельности. Любимое занятие подобного ребенка весьма безобидно: он либо просиживает сутки у компьютера, улучшая свои спинномозговые рефлексы, либо часами щелкает телевизионным пультом, переключая каналы с фильмами и мультиками. Достаточно безопасное и здравое занятие, на мой взгляд.

Таким образом, я рекомендую пересмотреть свое мнение об этом ребенке. Возможно, узнав о нем немного больше, вы увидите его совершенно под иным углом зрения.

Общее описание и характерные особенности типа

Лентяй обыкновенный, он же бездельник, он же лодырь. Большое количество синонимов объясняется популярностью и распространенностью данного типа в человеческом сообществе. Характеризуется следующими признаками:

• сильно пониженной работоспособностью;

• крайне негативной реакцией на любой вид физического (иногда и умственного) труда;

• принципиальной нацеленностью на безделье и беззаботное времяпрепровождение.

Встречается практически в любом возрасте, однако выявляется не ранее старшего дошкольного возраста (четыре‑пять лет), когда о трудолюбии ребенка уже можно сделать некоторые выводы.

Лентяй, или бездельник, отличается от прочих детей крайне негативным отношением к труду, как то: помощь по дому, подготовка уроков, учеба во всем ее разнообразии, различные важные поручения вроде походов по магазинам и пр. Короче, лентяй не любит всего, что связано с какими‑либо усилиями с его стороны.

Впрочем, было бы ошибкой считать лентяя этаким совершенно апатичным, пассивным и малоподвижным ребенком, для которого любое лишнее движение является подвигом. Это как раз не обязательно. Иногда лентяй просто чудо как подвижен, быстр и активен. Вопрос не в количестве усилий, а в их направленности.

К примеру, отъявленный лодырь может весь день гонять мяч во дворе со своими приятелями, однако, когда мама просит его принести ведро картошки из подвала, он становится совершенно разбитым и беспомощным.

Ничего удивительного в этом нет: безделье – это вовсе не физическая, а психологическая, даже душевная особенность. Эдакий хитрый тумблер, который переключает физическую активность из положения «вкл.» в положение «выкл.», как только ситуация предполагает усилия, не направленные на собственное удовольствие.

Настоящий, «идейный» лодырь начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте, проходит период становления в среднем и уже к старшему школьному возрасту мы можем наблюдать вполне состоявшегося, натурального лентяя, заставить которого трудиться будет нелегкой задачей не только для родителей, но и для всех окружающих.

Этому процессу можно помешать – если задаться целью, конечно. А можно его и катализировать, то есть ускорить, если вам нравится наличие в семье лодыря. Вот как раз второй вариант мы и рассмотрим подробнее.

Необходимые условия

Нужны ли для воспитания лентяя какие‑то особые условия? Ведь по большому счету лодырь может вырасти практически в любой семье и выживает в самых различных обстоятельствах. Однако есть некоторые факторы, которые наиболее благоприятствуют развитию бездельника, и не упомянуть их в данной главе было бы неправильно.

Главное условие для зарождения безделья – это, как ни банально звучит данная фраза, отсутствие необходимости трудиться. Возникает это условие в ситуациях, когда:

• в семье главенствует принцип: «Все для ребенка, он ни в чем не должен нуждаться»;

• родители считают, что они достаточно потрудились в своей жизни, чтобы ребенок имел возможность прожить жизнь без забот и усилий;

• «счастливое детство» трактуется как детство, окруженное плотной заботой и непрерывной опекой.

Конечно, нет никакой гарантии, что при отсутствии этих условий в семье не появится ребенок‑лодырь. Просто при их наличии шанс воспитать именно такого ребенка существенно возрастает.

Лентяй особенно обожает две родительские стратегии, которые разительно отличаются одна от другой.

Первая стратегия заключается в том, что родители будущего лодыря, мягко говоря, не слишком рьяно относятся к труду и передают принцип «Работа любит дурня» из поколения в поколение.

Вовсе не обязательно, что данные семьи будут числиться в категории малоимущих. Часто бывает как раз наоборот. Важен не имущественный порог семьи, а ее установка на чистое потребление без затрачивания физических, умственных либо моральных усилий на зарабатывание средств к существованию.

Разумеется, ребенок волей‑неволей будет впитывать поучительные примеры своих родителей, перенося их богатый жизненный опыт на собственную практику.

Вторая стратегия – антипод первой. Родители‑трудоголики вертятся как белка в колесе, обеспечивая себя и своих детей разнообразными материальными благами. Мама с папой уверены (впрочем, совершенно справедливо), что рассчитывать нужно только на себя и никто не позаботится о ребенке лучше, чем его родители. Обычный девиз таких семей: «Пусть я надорвусь, но мои дети ни в чем нуждаться не будут». Естественным образом получается, что детям в доме как раз и не остается иного занятия, ибо за них все делают папа и мама. Любые пожелания ребенка исполняются практически в ту же минуту, физической работой его не утруждают («Не для того я всю жизнь на фабрике горбатилась, чтобы моя дочь посуду мыла»). Конечно, желание родителей обеспечить своему ребенку достойную жизнь похвально. Смущает один нюанс: как ни странно, и в таких семьях прекрасно растут и развиваются лентяй с бездельником. Просто потому, что стимула трудиться у них нет.

Вот как раз о стимулах (и об их отсутствии тоже) мы и поговорим далее.

Методические рекомендации

Согласно известной научной байке, обезьяну в человека превратил труд. Следуя обратной логике, отсутствие труда должно превратить этого самого человека снова в обезьяну. Однако подобное превращение не происходит, что, может быть, указывает на необратимость эволюции, а может, намекает на то, что дарвиновская версия о происхождении человека не совсем верна.

Человек не становится обезьяной, если он не жалует труд. Он становится лентяем. Следовательно, для того, чтобы вырастить настоящего лентяя, требуется не многое – отсутствие труда. Любого.

Однако не все так просто…

Общие рекомендации

 Обычно маленькие дети (если они не больны, не слишком устали и не увлечены какой‑либо игрой) активно помогают родителям и охотно выполняют любое посильное поручение папы или мамы. Двух‑трехлетний ребенок бывает счастлив, когда ему удается верно исполнить поручение или сделать что‑то полезное вместе со взрослыми.

К четырем‑пяти годам первоначальный азарт несколько угасает, и ребенка уже приходится уговаривать или заставлять что‑то сделать. Дальше – больше. Уже к девяти‑десяти годам бывшего трудоголика можно не узнать. Он всячески уклоняется от поручений и заданий, старается найти подобающую отговорку, освобождающую его от домашних нагрузок, и вообще что‑то делает только под прямым давлением отца или матери – в зависимости от того, кто обладает большей убедительностью.

С началом подросткового возраста ситуация только обостряется: теперь возмужавшее дитя не просто уклоняется от всяких «напрягов», но и в открытую протестует против каких‑либо попыток привлечь его к труду.

Вот, собственно, типичный путь становления лентяя. Обычно считается, что подобная «инволюция» происходит сама по себе, естественным путем. В этом есть своя сермяжная правда. Но не вся. Да, подобное превращение обычно происходит само собой, без участия родителей, то есть ни мама, ни папа не учат своего сына либо дочь бездельничать. Это так. Но беда не в том, что они этому не учат. Беда в том, что они не учат ребенка работать. Что они сами – бездействуют. Лень порождает лень.

Нет‑нет, я совсем не хочу сказать, что родители лодыря сами отъявленные лентяи. Это как раз вовсе не обязательно, они могут быть очень даже работящими людьми. Воспитание – это же не работа, так ведь?

Работа. Еще какая. Нервная, нудная, пугающая своей обязательностью. А дома хочется отдохнуть. И чтобы не мешали, не приставали, не шумели. Какое уж там «заниматься»…

Так что выращивание лентяя – это занятие легкое, приятное и естественное. Не требующее особых познаний, изматывающих усилий и нервного перенапряжения. Разве что сущую мелочь: нужно соблюдать некоторые условия, чтобы ненароком не нарушить естественный процесс превращения вашего чада в обыкновенного настоящего лодыря. Условия эти следующие:

• не привлекайте ребенка к работе и не просите его помочь;

• не спешите приучать его к самостоятельности – еще успеет научиться;

• если ребенок сам предлагает помощь, лучше отказаться: мал еще, возись с ним;

• если он чем‑то занят, не отвлекайте просьбами, пусть отдыхает;

• активно сопротивляйтесь попыткам окружающих эксплуатировать труд вашего ребенка;

• помогайте при первой же возможности и как можно быстрее;

• упрощайте задачи, разжевывайте, облегчайте.

Теперь в подробностях.

Итак, первое: не привлекать и не просить о помощи. Действительно, детство по умолчанию считается порой счастливой и беззаботной. Зачем нарушать эту беззаботность? Пусть у ребенка будет счастливое детство, не омраченное обязанностями. Вырастет – наработается. По той же причине стараемся не докучать ему просьбами о помощи – пусть развлекается.

Второе. Это, конечно, удобно, когда ребенок все (или почти все) делает сам. Однако как много теряет родитель, когда его дитя вдруг становится самостоятельным! А как же потребность в родительской опеке, вообще – в родителях? Зачем нужна мама, если не зашнуровывать ботиночки и не кормить с ложечки? Что делать папе, если не водить за ручку и не таскать чадо у себя на плечах? Нет‑нет, какая такая «самостоятельность»? Самостоятельный ребенок – это уже не совсем ребенок. Пусть будет беспомощным, неумелым, беззащитным. Таким, о котором придется заботиться. Таким, которому мы нужны. Пусть остается ребенком…

Третье. Не принимать помощь, даже если он сам ее предлагает. В самом деле, вы представляете, что этот неумеха может натворить? Пусть подрастет, научится, укрепит координацию и улучшит свою ловкость – тогда уж… А теперь – какая же это помощь? И возиться будет долго, и еще разобьет или поломает что‑нибудь… Нет уж – сами справимся. Так и быстрее, и надежнее.

Четвертое. Не отвлекать, если он чем‑то занимается. Даже если просто уставился в телевизор или гоняет компьютерных солдатиков. Мы же не любим, когда нас отрывают от дела? Не любим. И ребенок так же. Зачем нервировать детскую психику? Пусть отдыхает. Пусть наслаждается жизнью. Да и, честно говоря, как‑то не совсем хочется выслушивать его отговорки и возмущения, что мы отрываем его от дела. Пусть уж лучше остается так, как есть…

Пятое. Не позволяйте никому заставлять вашего ребенка работать. Много их – любителей эксплуатировать детский труд. Учителя, бабушки, воспитатели в детском садике, уборщицы в школе, тренеры в детских секциях, дядюшки с тетушками, вожатые в летних лагерях… На всех работать – здоровья не хватит. Пусть сами работают, им за это деньги платят. Не детское это дело – грядки полоть или бумажки по кустам собирать. Пресекать решительно!

Шестое. Если дитя взялось за дело, тут же спешим на помощь! Чтобы не успел перетрудиться, надорваться, натворить чего‑нибудь. Перехватываем инициативу, а еще лучше – делаем за него всю работу. При этом можно похвалить за рвение: мол, какой работящий мальчик (девочка) растет! Все сам (сама) делает!

Седьмое. Все, что можно, – облегчайте. Задачки разжевывайте, разбирайте по винтикам, объясняйте шестикласснику, как первоклашке. Так лучше усваивается! Сложных заданий и труда лучше избегать вовсе, а если нельзя избежать – разбивайте на фазы, отрезочки, кусочки – простые и легкие. Так легче, так проще. Так неинтереснее…

Как видим, рекомендации просты. И все они, кроме последней, сводятся скорее к бездействию родителя, нежели к его активности. В самом деле, ничто не действует так убедительно, как личный пример. Можно говорить что угодно, но если поступки расходятся с делом, слова будут неубедительны.

Впрочем, совсем списывать со счетов воспитательную силу слова нельзя. Поэтому следующий раздел именно о нем: о слове.

Рекомендации по общению

 Юный лентяй – существо тонкое, душевно ранимое и потому требующее к себе деликатного обращения. Он не терпит принуждения и насилия, не выносит резких слов и суровых приказов. Любимые фразы лентяя звучат примерно так:

«. Лежи‑лежи, еще рано вставать…»;

«Не надо, мама сама все сделает! »;

«Какая работа в воскресенье?»;

«Это слишком трудно для тебя…»;

«Ну, конечно, им бы только работать!»;

«Еще успеешь!»;

«Не трогай, надорвешься!»;

«Хватит, пора и отдохнуть…».

Неопытный малыш, только вступающий на путь безделья, может нередко оступаться и позволять эксплуатировать свой труд. Как мы сами понимаем, допустить это нельзя ни в коем случае. И одним из эффективных шагов в этом направлении может быть создание мощной идеологической базы, противостоящей тлетворному влиянию школы, детского сада и вообще коллектива. Ребенок должен усвоить, что труд, который так восхваляют в школе, вовсе не так однозначно полезен, как это стараются внушить учителя и взрослые дяди в телевизоре. И что вековая народная мудрость на этот счет имеет свое мнение: работа дурня любит; от работы кони дохнут; работа не волк, в лес не убежит; хочешь поработать – ляг поспи, и все пройдет.

В каждом из нас скрывается лодырь. Это неизбежно и не является поводом называть себя лентяями. Повод этот возникает тогда, когда этот лодырь берет верх, начинает командовать нами. Слабости и апатию можно обнаружить у любого, но не каждый будет сидеть сложа руки. К чему это? А к тому что, если мы беремся выращивать стопроцентного лентяя, нам стоит опираться именно на его слабости и апатию. Культивировать их, лелеять и взращивать.

«Мам, можно я не пойду сегодня в школу?» – «Неважно себя чувствуешь? Ой, вроде и лоб горячий… Сиди дома, какая там школа!»

«А мне обязательно с вами? Может, я здесь останусь?» – «Сережа, и правда, куда тащить ребенка в такую даль? Пусть посидит в машине!»

«Сынок, ну‑ка притащи‑ка мне канистру из гаража!» – «Пап, она тяжелая…» – « Николай, ты с ума сошел! Ребенок надорвется!»

Неплохо было бы внушить самому ребенку мысль о его слабости, беззащитности и неготовности к серьезным нагрузкам. Это здорово облегчает процесс превращения в лодыря.

«Рано тебе еще пол мыть! Видишь, какая тяжелая швабра! Подрастешь, тогда и пробуй…»

«Мишенька, ну что ты делаешь! Тебе же доктор не разрешает бегать!»

Вообще, эти медицинские запреты – реальные и мнимые – истинно золотое дно для лодырничества. Во‑первых, это прекрасный повод запретить неугодную нам активность, сославшись на высший авторитет. Во‑вторых, это не менее замечательный повод переложить ответственность со своих родительских плеч на чьи‑то чужие, в данном случае плечи врача. Зачем решать что‑то самим, если есть готовое, компетентное решение авторитетного лица? В‑третьих, медицинский запрет можно предъявить в качестве «охранной грамоты» для любимого ребенка любому – воспитателю, наставнику, тренеру, единственной бабушке, пытающейся увлечь внучку бегом трусцой. Ни‑ззя! И это не мое самодурство: так прописал доктор!

Таким образом формируется особый вид лентяя – лентяй медицинский. Особый потому, что у него есть веская причина не работать – состояние здоровья. И которому, сказать по правде, хорошая нагрузка пошла бы только на пользу.

Иногда, впрочем, никакой доктор не требуется. Мы сами можем поставить любой угодный душе диагноз и пользоваться им как отличной дубинкой.

«Ну какой может быть поход! У тебя желудок слабый!»

«Конечно, с твоей грыжей только тяжести таскать!»

« Солнышко, тебе нельзя на улицу! У тебя горло!»

Прекрасно отбивает «аппетит» к работе несвоевременная и ненужная помощь. Это когда ребенок прекрасно справляется сам, но у мамы или папы чешутся руки ему помочь. Мало ли – не справится, будет долго возиться, сделает не так, поранится… Да и вообще: как это – без взрослых?

«Ой, Машенька, что это ты такую большую коробку тащишь! Дай мама поможет…»

« Игореша, да разве этот кубик должен тут стоять? Смотри, как надо…»

«Люсенька, ну чего тут долго возиться? Вот так – и готово…»

В результате наш неопытный, неторопливый, неловкий начинающий творец быстро теряет какую‑то заинтересованность в своей работе и превращается в начинающего лодыря. Какой смысл трудиться самому, если все равно отберут, охают, доделают… Так убивается первый творческий порыв, а после они будут возникать все реже и реже. Ничего, мы же сами этого добиваемся, не так ли?

«Бытовые» рекомендации

 Чтобы вырастить лентяя, одних увещеваний недостаточно. Нужно подкрепить их конкретными деяниями, а также созданием специфической, благоприятствующей лодырничеству обстановки.

Так, в бытовом плане поддерживаются две основные политики:

• ничего не делай, все за тебя сделают родители;

• ничего не делай, пусть так и остается.

О чем, собственно, речь? Расшифруем.

Политика первая строится на том постулате, что ребенок в силу возраста и концепции «счастливого детства» трудиться не должен. Однако, поскольку порядок в доме поддерживать как‑то нужно, это делают сами родители. А как же иначе?

А иначе все‑таки можно, и политика вторая как раз на этом и строится. Основная концепция остается практически той же, однако ее обоснование может быть несколько иным: не стоит утруждаться просто потому, что этого не хочется. Ни ребенку, ни взрослым. Сей постулат подкрепляется живыми примерами родителей, которые наглядно демонстрируют, что можно себя не утруждать готовкой, наведением порядка и прочими неинтересными и утомительными вещами.

Какую политику выбрать – это решать вам. Собственно, тут и выбор‑то невелик: тем, кто не привык жить в состоянии творческого хаоса, волей‑неволей придется идти по первой дорожке. Для тех же, кто не обращает внимания на мелкие эстетические огрехи вроде неубранных носков или горы грязной посуды, наиболее приемлем второй вариант.

Основная стратегия в выращивании лентяя – не давать ему трудиться. В буквальном смысле слова. При этом можно использовать различные тактики, которых немало. Можно, к примеру:

• предупреждать и подавлять всяческую активность ребенка;

• делать любую работу за него;

• наоборот, грузить тяжелым, неинтересным и монотонным трудом;

• обесценивать и осмеивать результаты деятельности.

В качестве предупредительных мер можно использовать, к примеру, прямые запреты. Брать молоток в руки – нельзя, открывать краны в квартире – нельзя, самому отрезать хлеб – нельзя и т. д. Если прямой запрет не сработал – ничего страшного: дожидаемся первой же оплошности ребенка и тут же обрушиваемся на него по полной программе. Лейтмотив один: «Я же предупреждал(а)!»

Выполнение любой работы за ребенка – тактика не менее эффективная, чем запрет. К тому же подобный ход больше подходит для тех, кто не слишком любит конфликты. Конечно, придется постараться, чтобы вовремя сделать то, что только намеревался делать ваш отпрыск, но результат того стоит. Помогайте! И не просто помогайте, а перехватывайте инициативу. Взялся за конструктор? Постройте домик за него! Пусть не мучает голову: она еще пригодится. Может быть…

Великолепные результаты дает «общественная нагрузка» в виде тяжкого или крайне скучного труда. Что, всякий труд есть радость и творчество? Ага, как бы не так… Доверьте ему хотя бы почистить ведро картошки. Или оттереть от нагара старую сковороду. Без «фейри», естественно… Да еще в обязательном порядке, то есть под принуждением. Что, он так же желает работать? Тогда это клинический случай…

И напоследок еще один трюк, который работает тогда, когда не срабатывает все вышеперечисленное. Это обесценивание результатов деятельности. От простого непризнания заслуг до открытого уничтожения сделанного. Можно и просто высмеять результат – иногда это действует безотказно.

«Опять какие‑то картонки клеишь? Лучше бы кофейник склеил, который на той неделе разбил!»

«На что это я такое сел? Домик из спичек? Нашел где собирать! Отца чуть не покалечил!»

«Что это ты намалевал? Пылесос? А, это слон?!Хорошо, что сказал, я бы не догадался. Ну рисуй, рисуй, художник”».

Существует немало других, не менее эффективных приемов вырастить лентяя, однако самое время подумать о другом: чем мы его будем «кормить».

 

Особенности «питания» и ухода

У ленивых детей аппетит не хуже, чем у их более лояльных к труду сверстников. Только вкусы у них разные.

Что любит лентяй, отчего он «толстеет» и наливается «жирком»? О многом было упомянуто выше, однако есть еще несколько особенных, «диетических» «блюд», которые способны значительно увеличить шансы начинающего лентяя превратиться в отменного, «жирного» лодыря.

Непрерывное и навязчивое понукание и призывы к труду.

Ранее упоминался несколько иной совет – облегчать жизнь, не настаивать на какой‑либо полезной деятельности, беречь покой ребенка. Автор не заговаривается и не пытается запутать читателя: оба совета одинаково эффективны. И самое любопытное, что они приводят к одинаковым результатам. Пичкая малыша наставлениями, заставляя его трудиться силой, мы формируем у него стойкое отвращение к труду и как результат склонность к безделью. К тому же приведет и чрезмерная опека, оберегание от каких‑либо напряжений – физических и умственных. Правда, в этом случае причина безделья будет другая: не отвращение к работе, а неумение трудиться.

Обличение недостатков ребенка. О, это «блюдо» обязательно превратится в «жирок» лени и апатии! Действительно, не слишком‑то хочется что‑то делать, когда тебя постоянно обзывают лодырем, бездельником и лентяем. Когда постоянно талдычат, что ты ни на что не способен и от тебя никто не ждет ничего путного, немудрено поверить в данное утверждение и действительно опустить руки.

Сравнивание с другими, более расторопными сверстниками. Воистину «горячее блюдо»! Объект для сравнения может быть одноклассником, соседом по подъезду, героем фильма, родной сестрой или двоюродным братом – не суть важно. И даже вовсе не обязательно, чтобы этот самый «примерный» ребенок на самом деле был очень уж трудолюбивым и достойным. Важна сама подача «кушанья»: с перчиком, с пылу с жару – чтобы обжигало. Мол, вот какие твои ровесники – надежда и опора, а ты… Здорово отбивает желание работать над собой. Потому что обидно. А когда обидно, походить на обидчика почему‑то не хочется. Даже если он действительно хороший и трудолюбивый. Парадокс, однако…

Каковы правила ухода за лентяем? Они не очень сложны, хотя соблюдение этих правил может быть немного утомительным. Так, к примеру, лентяю требуется внимание, причем дармовое, «бесплатное», постоянная опека и восхищение. Зачем это нужно? А чтобы у него не возникло глупой потребности все это зарабатывать.

Ведь для ребенка (любого возраста) внимание, любовь и похвала, особенно от родителей, – самая ценная валюта. Это все равно что деньги для взрослого человека. Представьте, что вам вдруг заявили, что будут платить зарплату просто так – независимо от того, будете вы появляться на работе или нет. Как вы думаете, надолго бы хватило вашей «сознательности» ходить на ставшую бессмысленной работу? Зачем, собственно, куда‑то ходить и что‑то делать, если у тебя и так все будет?

Дети далеко не глупы, они быстро понимают, где усилия необходимы, а где без них можно прекрасно обойтись. Так что восхищения, похвалы, ласка, совершенно бесплатные дифирамбы – и ваш ребенок прочно «сядет на иглу» халявы.

Впрочем, можно ухаживать и по‑другому – заставлять работать. Например, силой. Не хвалить вовсе, чтобы не возгордился, не ласкать и не нежничать, чтобы ненароком не испортить. Подгонять окриками, колкими замечаниями, нелестными сравнениями с более активными сверстниками. Результат будет похожим – при первой же возможности дитя тут же превратится в лодыря, для которого работа – это неприятное наказание, нечто вроде каторги.

А уж какой тип ухода выбрать – решайте сами. Обычно это определяется характером мамы и папы и их стилем воспитания. Не любите конфликты? Подойдет вариант первый. Предпочитаете «твердую руку» и полное подчинение? Берите второй вариант.

Однако стоит напомнить, что лентяй приносит не только радость. Конечно, это стабильный ребенок, который не будет надрываться ни дома, ни на улице. Однако точно так же он не станет и помогать, брать на себя элементарную ответственность и очень скоро превратится в натуральную обузу. Согласитесь, не любой родитель будет умиляться, каждый раз нагибаясь, чтобы зашнуровать ботиночки уже далеко не маленькому сыну или застилать кроватку за подросшей дочуркой. Рано или поздно подобные занятия наскучивают, и возникает вполне закономерный вопрос: а что же с этим лентяем делать? И вот тогда самое время перейти к следующей части нашего повествования.

Меры профилактики и безопасности

Что же делать тем, кому не нужен дома лентяй? Как застраховаться от заразного безделья, которое поражает детей вне зависимости от нашей родительской воли?

Ответ очень прост, и его знает каждый – лень побеждается работой. Любой. Когда человек что‑то делает, он уже не может лениться.

Однако такое простое определение ни на шаг не приближает нас к ответу: а как же все‑таки приучить ребенка к работе, как взрастить в нем любовь к труду? Как, в конце концов, спастись от пагубной, всепоглощающей апатии и лености?

Рискну дать несколько советов. Правда, помогут они только в том случае, если самому поверить в их чудесную силу и на собственном примере показать эту веру. Совет первый. Пусть работает играя. Ребенок прекрасно работает, пока ему интересно. Игра – это интересно. Попробуем превратить работу в игру: кто больше соберет кубиков, кто красивее заправит кроватку, кто быстрее оденется. Даже скучнейшую уборку картошки можно превратить в увлекательное шоу с мини‑играми: «Найди картофелинку», «Сколько картошек в лукошке», «Быстрые ручки». Гарантируются веселье, азарт, хорошая производительность и гордость за себя. С обеих сторон. Считаете, что зря потратите время? Тогда можно и по традиционной методике: с криками, отлыниванием, попытками заставить и кислыми физиономиями. Может быть, получится быстрее…

Совет второй. Не делайте за ребенка! Нет, это, конечно, понятно, что вместе вы оденетесь, приберетесь, построите быстрее, а то и лучше. И я не против помощи. Однако если ребенок прекрасно справляется сам, пожалуйста, не мешайте ему. Пусть делает. Это его дело, его результат, его триумф. Пусть насладится им, пусть сделает так, как может, и утвердится в том, что он действительно может. Без вашей помощи, сам.

Совет третий. Не торопите. Дети бывают медлительны, иногда даже кажется, что они нарочно копошатся еле‑еле, чтобы позлить вас. Это не совсем так. Иногда даже совсем наоборот – ребенок старается сделать хорошо, качественно, чтобы ничего не упустить, не натворить бед и на этот раз сделать все как полагается. Серьезное новое дело он делает медленно, потому что подходит к нему серьезно. Он только учится. Если его поторопить, будет не быстрее. Будет хуже. Более того, не успевая, он просто бросит свою работу. И ее придется делать нам, его родителям.

Совет четвертый. Не упрощайте! Конечно, бывает разное. Бывает, ребенок берется за непосильное. Тогда лучше не трогать его вовсе или честно предупредить, что это дело ему пока не по плечу. Но пусть пробует. Он сам установит границы своих возможностей, не надорвавшись. Взявшись за сложную задачу, дитя пробует свои силы. Не справится – ничего, вернется к ней позже, и тогда радость победы будет еще слаще. Попросит помощи – можно и помочь. А вот чего не следует делать, так это до примитива облегчать задачу, разжевывать, упрощать, сводить до смешного минимума усилия ребенка по ее решению. Когда нет сопротивления, нет усилий – нет и интереса, нет и смысла что‑то преодолевать, к чему‑то стремиться. Растут тогда, когда к чему‑то тянутся. Не мешайте ему тянуться!

Совет пятый. Хвалите и поощряйте за достижения, труд. Даже так: не столько за достижения, сколько за усилия, желание достичь чего‑то. Пусть ребенок будет хорошим не потому, что он послушный и получил «отлично» по математике, а потому, что он по своей инициативе почистил сапожки, заколотил доской дырку в заборе и целый час нянчил маленькую сестричку Не забывайте отметить, как хорошо он помыл посуду, насколько облегчил вам жизнь своей помощью и как мама благодарна ему за то, что ей есть на кого положиться.

И еще – будьте активнее! Заставлять нельзя – и все же иногда нужно, самую малость. Просто для того, чтобы сдвинуть с места, оторвать от телевизора, вырвать из объятий компьютерной игры, согнать с дивана. Пусть вы предлагаете интереснейшее дело, но ребенок может об этом никогда не узнать, если вы его не растормошите, не вытащите, не подтолкнете. Особенно это касается пассивных детей, у которых темперамент позволяет лежать, а не бегать, сидеть, а не кувыркаться, наблюдать, а не участвовать. Смелее! Употребите свой родительский авторитет, если он, конечно, еще присутствует. Помните: любая дорога начинается с первого шага. Но иногда ох как не хочется этот шаг делать…

И напоследок совсем немного о мерах защиты от лодыря. Вы полагаете, что от лодырей нечего защищаться? Они слишком ленивы, чтобы представлять для нас какую‑либо опасность? Как бы не так! Настоящий лодырь не просто бездельничает – он паразитирует. Ведь если свою работу не делает он, значит, ее придется делать кому‑то другому. Например, вам.

Поэтому очень даже не повредит знать основные уловки, которые использует опытный бездельник, чтобы перекинуть на вас свои обязанности. Благо хоть количество уловок и бесчисленно, однако основных сравнительно немного.

Прием «не могу». Вариант – «не умею». Наиболее активно используется уже в самом юном возрасте, годиков с трех. При успешности может применяться бесконечно долго. Как правило, «не могу» далеко не всегда обозначает, что ребенок действительно не может справиться с порученной работой. Очень часто данное утверждение означает «не хочу» или «боюсь браться». В обоих случаях маленький хитрец избегает физической нагрузки, ибо зачастую родители и не подозревают, что на самом деле он «может». Методы борьбы: игнорирование («А ты через “не могу”») и разоблачение («Давай‑давай, вчера ты все мог, а сегодня что, разучился?»).

Прием «ручка болит». Вариаций этого приема огромное количество: «болеть» может и «ручка», и «ножка», и «животик». Используется практически в любом возрасте с небольшими корректировками. Так, дитя лет пятнадцати модифицирует высказывание в «что‑то неважно себя чувствую» или «голова раскалывается». Прекрасно перекочевывает во взрослую жизнь. Действует весьма эффективно, особенно на впечатлительных родителей, которые буквально «трясутся» над своим чадом. Действительно, здоровье – это святое, с этим шутить нельзя. Пусть лучше полежит, отдохнет, таблеточку выпьет… Методы борьбы: разоблачение («Пойдем к доктору, он ручку полечит») и призыв к ответственности («У меня вон все тело ноет, но я же работаю»).

Прием «неотложное дело». Возникает у детишек постарше. Перенимается от старших. Суть состоит в том, что при предложении ребенку какого‑то неинтересного ему дела он вдруг «вспоминает» о других важных и неотложных делах, которые ему нужно срочно закончить. Как правило, «дела» выдумываются действительно грандиозные, на фоне которых родительское поручение выглядит смешным и никчемным. Прекрасно действует на родителей с повышенным чувством социальной ответственности. Метод борьбы: настойчивое предложение своей помощи в «срочном деле». Хитрый симулянт сам поспешит отказаться от своих слов, опасаясь разоблачения.

Откладывание «на потом». Любимый приемчик среднего и старшего детского возраста. Смысл в «перекидывании» немедленной ответственности на неопределенное время. В идеале – в «никогда». Как известно, со временем сдохнет либо ишак, либо султан, либо мудрец. Прием замечательно работает и в зрелом возрасте. Правда, в качестве мотива требует определенного оправдания, поэтому обычно используется вкупе с другими приемами (например, с приемом «ручка болит» или «неотложным делом»). Метод борьбы прост: настаивание на немедленном исполнении. Мотивация тоже не должна отличаться затейливостью: нужно срочно сделать, и все тут.

И напоследок несколько необходимых замечаний, которые позволят не наломать дров в отношениях с ребенком, подчас совершенно напрасно обвиняемым нами в лодырничестве.

Итак, безделье не стоит путать с усталостью. Зачастую бывает так: ребенок просто устал – набегался, наигрался, только что пришел из садика, где «оттрубил смену». А мы с порога: переодевайся, беги кушать и собирай игрушки. Реакцию предугадать нетрудно, просто вспомните (или представьте), как будете реагировать вы, приходя домой на последнем издыхании и мечтая только об одном: об отдыхе. Эта распространенная ошибка – считать, что дети не устают от игр, беготни или учебы. Еще как устают! Правда, и восстанавливаются быстрее. Быстрее, но не мгновенно! Вывод: ребенок устал – дайте ему отдохнуть.

Следует также отличать «не хочу» от «не умею» и «не могу». Нам, взрослым, иногда бывает сложно осознать (или просто вспомнить), что ребенок многого может элементарно не уметь либо просто не мочь. Возмущаясь невыполнением вашего задания, нелишним будет задуматься: а был ли в состоянии ваш ребенок его выполнить? Может быть, ему это просто не по силам? Скажем, трехлетнего ребенка бесполезно призывать к вниманию – дети в этом возрасте не способны концентрироваться надолго и отвлекаются почти сразу же после призывов «внимательно слушать». Вывод: убедитесь в том, что ребенок умеет и может выполнить то, что вы ему предлагаете.

«Не хочу» бывает разное. Одно дело, когда дитя систематически отлынивает от любой работы, наотрез отказывается выполнять наказы родителей, и совсем другое – когда он не хочет делать что‑то одно, зато охотно выполняет другую работу. В таком случае причина чаще всего заключается не в лени. Может быть, ему просто неинтересно учить математику или мыть пол. Либо что‑то у него просто не получается. Однако поливать клубнику или ремонтировать скутер ребенок может с удовольствием. Конечно, это не лень. Вывод: всегда выяснять причину отказа, а выяснив, найти компромисс.


загрузка...
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
загрузка...