Поиск по сайту
Голосование
Вашему ребенку комфортно в школе (дет. саде)?
 

Популярное родителям



Как вырастить бестолочь

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Детский портал "Сашенька" - Родителям

 

Как вырастить бестолочь

Собственно, кто такой (или такая) бестолочь? Обычно под этим определением скрывается особа, мало приспособленная к практической деятельности и вообще к реальной жизни. Особа непрактичная, несообразительная, несобранная. Растяпа.

Наиболее часто это лестное определение достается детям. Не догадался сам, неправильно сделал, не так сказал… Все, вердикт готов: бестолковый, тупица, дурачок. В общем, бестолочь.

Впрочем, справедливости ради заметим, что отдельные огрехи и просчеты никак «не тянут» на окончательный диагноз. Так, чего не скажешь в сердцах… Но вот если дитя хронически попадает в глупые ситуации, не учится на своих ошибках ни в какую и, более того, с каждым днем изобретает все новые глупости, тогда любое родительское сердце екнет: кажись, и вправду бестолковый…

Общее описание и характерные особенности типа

И все же какие они, эти настоящие бестолочи?

Разные. С одним общим знаменателем: крайней непрактичностью и низкой сообразительностью. Можно выделить две разительно отличающиеся друг от друга категории: это бестолочь обыкновенная и бестолочь гениальная.

Чем отличаются они друг от друга? Очень многим.

Бестолочь обыкновенная, собственно, и является непосредственно типичным представителем данного вида. Этот ребенок крайне несообразителен, часто откровенно ленив, особенно в ситуациях, где нужно включить мыслительный процесс, и явно не хватает звезд с неба. Учиться он не любит и из всех предметов предпочитает физкультуру. Учителя от него также не в восторге, зачастую натягивая ему троечки за более или менее приличное поведение на уроках. Во всяческих науках этот ребенок не разбирается ни грамма и даже не старается что‑то понять, но во дворе он вполне может быть в числе заводил. Что касается практической сметки, то данный тип бестолочи может быть ею не обделен, что и помогает им в дальнейшем неплохо устраиваться в жизни. Впрочем, неприятный осадок от счастливых школьных дней, когда нелестные эпитеты вроде «тупицы» сыпались с разных направлений, останется досадным воспоминанием.

Полной противоположностью бестолочи обыкновенной является бестолочь гениальная. Вообще‑то это редкая птица. Родители в раннем возрасте, а учителя – чуток попозже нарадоваться не могут на этого ребенка. Он рано начинает говорить, причем выдает такие перлы, что хоть записывай. В садике это чудо наизусть читает Маршака и Барто и неизменно вызывает зависть других родителей. Для школы это истинный подарок. Его вряд ли минуют олимпиады всех уровней, конкурсы и смотры. Учителя устраивают побоища друг с другом за право «обратить» этого ученика в «истинную веру», то есть привить любовь к своему предмету.

Первыми спохватываются родители. Вдруг выясняется, что гениальный ребенок почему‑то мало ориентируется в самых простых житейских вопросах. Так, он совершенно не понимает смысла выражения «за красивые глазки». Не видит разницы между фактически выполненным заданием и бодрым отчетом о нем. Забывает купить хлеб и молоко, когда его специально посылают в гастроном. Никак не научится правильно зашнуровывать ботинки и, что совсем уж невыносимо, не в состоянии освоить нехитрое искусство ездить «зайцем». Словом, самая настоящая бестолочь, только с оговоркой – «гениальная».

Однако родителям от этого не легче. Перед их мысленным взором встает крайне непривлекательная перспектива опекать свое чадо до самой заслуженной пенсии. Причем не своей, а ребенка. Явное удовольствие постепенно уступает место глухому раздражению, когда кто‑то из школьных учителей или дальних родственников начинает восхищаться успехами бестолкового гения. Иногда в сердцах мать восклицает, что, дескать, лучше бы этот чудила родился обычным идиотом – на него хоть пособие платили бы.

Не факт, что у кого‑то из читателей возникнет горячее желание завести себе бестолочь, но все же исключать такую возможность нельзя. Именно поэтому мы приступаем к следующему этапу повествования, то есть непосредственно к практической части.

Необходимые условия

В принципе, обычно никаких особых условий для воспитания бестолочи обоих типов не требуется. Чаще всего просто уповают на природу: мол, родился идиотом – что с него взять? Такого воспитывай не воспитывай – проку не выйдет.

Это все касается и гениальной бестолочи. Действительно, природные способности и врожденные таланты играют свою роль, и очень важную. Однако на самом деле все не так просто.

Даже самого неспособного к обучению ребенка можно чему‑то обучить. Вопрос в том, сколько усилий на это потребуется. Так же если не развивать способности одаренного ребенка, не заниматься с ним – его способности так и останутся в зачаточном состоянии, а со временем просто угаснут.

 

Итак, что требуется, чтобы воспитать полноценную, здоровую и жизнерадостную обычную бестолочь? Две вещи:

• природная несообразительность ребенка (условие, кстати, необязательное);

• наплевательское отношение родителей к занятиям с ребенком.

Вот последнее требуется обязательно. Родители, которые серьезно занимаются своим ребенком, вряд ли назовут его бестолочью: во‑первых, потому, что для этого не будет серьезного повода, а во‑вторых, потому, что в таком случае придется называть бестолочью и себя. Коллективная ответственность, так сказать, – за ученика отвечает учитель. Под занятиями я подразумеваю интеллектуальные упражнения: совместные посиделки над домашними заданиями, всяческие развивающие игры, все, что может заставить «включиться» серое вещество ребенка. Вплоть до кроссвордов, всяческих конструкторов, домино и даже подкидного дурака.

А что же с гениальной бестолочью?

Здесь сложнее. Природный фактор в данном случае играет большую роль, это несомненно. Однако и роль родителей существенно усложняется. Требуется не просто сидеть сложа руки, а упорно, усиленно заниматься ребенком. Впрочем, иногда получается как будто наоборот: папа и мама вроде бы не прилагают никаких усилий для того, чтобы их дитя развивалось, а оно, вопреки всякой логике, грызет гранит науки самостоятельно и вообще прогрессирует пугающими темпами.

Такое бывает. И, как правило, не на пустом месте. Обычно в подобной ситуации пытливый ребенок сам третирует родителей, требуя читать ему книжки, объяснять все на свете, обеспечивать доступ к компьютеру или на худой конец к каналу «Дискавери». То, что родители не предоставляют ему добровольно, он выбивает требованиями.

Обычную бестолочь можно сделать из вполне обыкновенного ребенка, если соблюдать еще одно условие: слишком критично, придирчиво относиться ко всем его поступкам.

По крайней мере к тем, где он не слишком удачно себя показывает. Регулярные напоминания, что у него «не оттуда растут руки» и вообще непонятно, что прикручено вместо головы, обязательно сделают свое дело. Дитя не просто станет «заторможенным», оно будет целенаправленно глупеть. Под стать ожиданиям родителей.

Гениальной бестолочи больше угрожает другая опасность. Выдающиеся успехи в каких‑то сферах порождают в нем завышенную самооценку и завышенные требования к другим областям деятельности, где он уже не может показать себя на столь высоком уровне. В то время как родители и окружающие – из тех, которые знают ребенка, – ожидают от него талантливости во всем.

Представьте себе прекрасный гоночный автомобиль, которому нет равных в шоссейно‑кольцевых гонках. В своем деле он лучший. Теперь вообразим, что этот самый автомобиль возомнил, что он лучший из всех автомобилей вообще. И вот он штурмует непроходимые канавы, как заправский внедорожник, пытается тащить тяжеленные прицепы, как тягач, или прыгает с огромного трамплина, как машина для трюков. Что из этого выйдет, понятно. А вот что почувствует этот автомобиль, когда увидит, что что‑то ему совершенно не по зубам?

 

Значит, добавляем и такое условие: завышенные ожидания и требования родителей (и окружающих) к ребенку, а также ребенка к самому себе.

Вот ведь как забавно бывает: когда требуют от дитяти слишком многого, часто получают в итоге бестолочь.

Методические рекомендации

Выделив два основных типа бестолочей, не станем отступать от этого деления и далее. Соответственно, рекомендации по их выращиванию тоже будут даваться в двух разных вариантах – для бестолочи обыкновенной и для бестолочи гениальной. Рекомендации эти в чем‑то будут схожи (хотя и неидентичны), а в чем‑то будут существенно различаться.

А сейчас прискорбное известие. Дело в том, что если бестолочь обыкновенную можно селекционировать практически из любого ребенка (были бы желание и поддержка остальных родственников), то бестолочь гениальную можно вырастить только из особого природного материала. Если у вас не имеется в наличии ребенка‑вундеркинда, который схватывает все буквально на лету, то о гениальной бестолочи придется забыть. По крайней мере до появления на свет следующего дитяти, который – чем черт не шутит – оправдает самые смелые родительские ожидания.

Общие рекомендации

 Как вы думаете, за что чаще всего ребенка называют бестолочью? Отнюдь не за низкую сообразительность. И не за то, что он «не тянет» математику. И даже не потому, что он тугодум.

Впрочем, чем открывать причину раньше времени, попробуйте сами поразмыслить над этим вопросом. Ответ лежит на поверхности, и найти его не так сложно. Наверняка любой родитель (разве что за редким исключением) хоть иногда называет свою кровинушку бестолочью. Если вы – это самое редкое исключение, можете смело пропустить данную главу.

Итак, за что мы награждаем ребенка этим эпитетом? Наверное, правильнее было бы спросить не «за что», а «почему». Потому, что не вовремя сориентировался. Потому, что не делает выводов.

«Сколько раз тебе говорить!», «Что, трудно догадаться, что…», «Когда, наконец, до тебя дойдет…» – как правило, эти фразы заканчиваются блестящим определением – «бестолочь». Раздражает не столько тугодумие ребенка, сколько его неумение ориентироваться в ситуации, его растерянность. Впрочем, именно растерянности родитель чаще всего и не замечает. Со стороны может казаться, что ребенок просто упрям, ленив, потрясающе глуп или вообще временами становится глухим. То простое объяснение внезапного «ступора», что ребенок просто не может сообразить, что же ему на самом деле делать, приходит в голову, как ни странно, в последнюю очередь. И далеко не всем родителям.

А вот как раз эта самая растерянность, неспособность быстро и правильно сориентироваться в обстановке и создает впечатление бестолковости и несообразительности. Получается, что попасть под определение «бестолочь» может вполне адекватный и обычный ребенок, который не успел вовремя оценить ситуацию или требования взрослого. А причины этому могут быть разные. Например:

• недостаточно ясные указания самого взрослого;

• требования выполнить что‑то, что ребенок еще не научился делать;

• спешка и недостаток времени;

• стресс, порожденный страхом перед взрослым или спешкой.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный факт, что далеко не каждый родитель умеет внятно изъясняться, то есть понятно выражать свои мысли. Тем более если он обращается к ребенку.

Кстати, существуют очень интеллигентные, замечательно эрудированные родители, которые отличаются великолепным ораторским мастерством, однако совершенно не учитывают возраст своего сына или дочери. В таком случае результат будет таким же – ребенок просто не поймет, что же от него требуется. И, скорее всего, тут же получит почетное звание бестолочи, ведь если даже такой образованный родитель не может объяснить ему суть требования, то, выходит, ребенок практически безнадежен. Не может же, в самом деле, оставаться «крайним» взрослый, да еще и с высшим образованием!

Таким образом, подсказка налицо: если вы хотите, чтобы ваш ребенок выглядел форменной бестолочью, – ничего сложного. Просто излагайте ему свои требования как можно путанее, так, чтобы вы сами с трудом понимали, о чем ведете речь.

 

Зачастую мы и не подозреваем, что требуемое нами для ребенка невыполнимо по той простой причине, что он просто не умеет этого делать. Так, можно сколько угодно злиться на трехлетнюю девочку за то, что она после десятка напоминаний так и не завязала шнурки на ботиночках, но это не поможет ни на грош, если шнурки завязывать она не умеет. Бойкий ребенок возмутится приказом и станет доказывать, что он еще такого «не проходил», а молчун или скромница просто испуганно промолчат, ожидая, пока гроза пройдет.

К тому же дети часто искренне недоумевают: как это мама или папа не знает, что они этого еще не умеют. Дети искренне уверены, что родители о них знают все – ведь на то они и родители. Поэтому как раз реакцию ребенка понять можно: он пытается сообразить, насмехаются над ним всезнающие папа с мамой или же говорят серьезно. И вот как раз во время этого «бездействия системы» и происходит определение ребенка в разряд бестолочей.

Формально все сходится: сто раз ему повторяй, а он – «ни в зуб ногой».

 

Спешка. Вот уж истинный бич нашего времени. Спешим всегда и всюду, времени либо нет, либо нет совсем. Быстрее, быстрее, бегом. На ходу одеваться, на бегу питаться, на лету умываться. Потому что опаздываем! А еще вот этот копошится, не понимает, не делает… Стоит колом! Его торопишь, а он как нарочно! Никакого терпения не хватает!

Ситуация понятная. Обыденная, можно сказать. Ритм жизни быстрый, иногда просто бешеный, взрослый еле успевает «вертеться». А здесь – ребенок. Который пока только учится. Да, дети активны, очень деятельны. Быстро бегают, и вообще иногда кажется, что не могут стоять на месте или даже просто ходить размеренно. Здесь загвоздка не в ловкости или быстроте, а в том, что ребенок не совсем понимает, зачем торопиться.

А все, что делается по приказу, без осознания необходимости, выполняется через силу, а то и вовсе не выполняется. Конечно, дети, как и взрослые, со временем привыкают действовать не думая, но все же…

А торопить нехорошо. Торопливость к добру не приводит. У каждого человека – и у ребенка тоже – есть свое оптимальное время реакции. «Ускорять» эту самую реакцию директивными мерами (то есть поторапливанием, криками и угрозами) бессмысленно. Человек начинает сбиваться, теряться, просто не успевать. Приказным тоном можно только помешать, но не помочь. Но вот как раз мы, взрослые, часто искренне считаем, что торопить дитя можно и даже необходимо. Он же копается – просто так! Чтобы испытать терпение! Вот может же быстрее – а не хочет!

Конечно, бывает и так. Иногда ребенок просто отвлекается, забывает о том, о чем его просят. Тогда, бесспорно, нужно его вернуть на грешную землю, повторив требование. Но слишком часто мы торопим его не по делу, а потому, что он не успевает. Повторю еще раз: поторапливаем не потому, что ребенок не спешит, а потому, что он не успевает. За нами, за нашими делами, проблемами. Которые теперь – и его.

И наконец, еще одно прекрасное средство сделать из ребенка бестолочь. Это страх. Да‑да! Заставьте его бояться вас – и вы увидите, насколько быстро и глубоко поглупеет ваше дитя. И как странно будут смотреться заявления сторонних людей, что ваш парнишка или девчонка – смышленые ребятишки. Какие смышленые, когда перед вами они и двух слов связать не могут? Либо стоят как в рот воды набравши, либо несут какую‑то невнятную чушь… Одно слово – бестолочи!

Страх придает силы – верно. Хотя далеко не всегда. Зачастую он эти силы парализует. Но в первую очередь страх парализует волю и мысль. Человек «тупеет» на глазах. Становится жалким, глупым и беспомощным. Хотя в другой обстановке он может быть совершенно иным – быстрым, проворным и сообразительным. Что же, вот и готов надежный рецепт: хотите вырастить отменную, стопроцентную бестолочь – заставьте ребенка вас бояться.

Все вышесказанное большей частью касается бестолочи обыкновенной. Хотя и для гениальной бестолочи некоторые из приведенных ситуаций тоже весьма актуальны. А теперь поговорим о специфических ситуациях, присущих только гениальным.

Почему, собственно, далеко не глупый ребенок вдруг попадает под определение бестолочи? При его‑то успехах, репутации и сообразительности – и бестолочь! Как? Почему?

Рассмотрим типичную ситуацию. Вот он, юный вундеркинд, отправляется в ответственный поход в магазин. Вооруженный мамиными указаниями «что купить» и маминой же мелочью на покупки. Проходя мимо магазина с DVD, юное дарование обнаруживает очередной выпуск серии «Загадки и открытия» и тут же тратит всю наличность на драгоценный компакт‑диск. Идти за покупками больше нет смысла, ибо нет средства обмена – денег. Понятное дело, что чадо возвращается домой с пустым пакетом, но с заветной коробочкой в руке. Какова будет реакция мамы, если учесть, что подобная ситуация повторяется систематически?

А реакцию предсказать нетрудно. Если эта мама – вполне обычный, нормальный родитель, а не прирожденный психолог, то три против одного, что родному дитяти придется несладко. И определение «бестолочь» по отношению к себе он услышит не раз.

Почему – понятно. Просили одно – сделал другое. И неоднократно. Что это, как не признак бестолковщины? Однако не будем спешить, попробуем разобраться: а есть ли резон в его действиях? Что движет маленьким растратчиком – глупость, забывчивость, вредность, месть?

Как ни странно, из приведенного списка все мимо. А движет таким ребенком, как правило, обычный трезвый расчет. Ничего парадоксального: что, собственно, важнее для пытливого юного ума – батон с кефиром или раскрытие неизведанных тайн космоса и мирового океана? Здесь и думать нечего. Конечно, «первым делом самолеты». Какая такая «бестолочь»? Наоборот, очень умный и практичный ребенок.

Но ведь гении бывают такими рассеянными… Какой уж тут расчет! Бывают. Если наблюдать со стороны. Гений, а такой растяпа! Однако опять же не будем спешить с выводами.

Ситуация: зовем его есть. Раз. Не слышит. Второй. Не реагирует. Повышаем голос на октаву. Реакция – ноль. Решительно направляемся в детскую комнату. И что мы видим? Этот негодяй преспокойно листает книжку! Ну и кто он после этого?

Еще минутку терпения. Вот картинка из той же оперы. Кошка крадется к воробышку, прыгающему у самого бордюра. Брюхо по земле, уши торчком, лопатки выше ушей. Где‑то сверху надрывается хозяин: кис‑кис‑кис… Кошка повела ухом – и снова крадется дальше. Совсем рядом, шагах в трех от ее хвоста, шелестят шины автомобиля, но она вновь лишь поводит ухом, продолжая охоту. Что с ней? Она вдруг оглохла? Потеряла страх? Поглупела? Нет. Она просто сконцентрировалась. Для нее в этом мире больше ничего нет, кроме этого воробья. Остальные раздражители – и хозяин в том числе – лишь фоновые шумы.

С гениальным ребенком (и не только с ним) происходит нечто подобное. Гении отличаются от нас, сирых и бескрылых, всего лишь умением концентрироваться. Иногда кажется, что концентрация дается им практически без усилий, сама собой. Это потому, что они умеют концентрироваться, гений – мастер в деле концентрации. Он естественным образом «улетает» в решаемую проблему, «погружается» в нее без остатка. На другие сигналы внешнего мира просто не остается внимания. А это сильно обижает окружающих, которые часто мстят гению навешиванием ярлыка – бестолочь. Бестолочь, потому что:

 

• логарифмы освоил еще в пятом классе, а посчитать сдачу в магазине не может (на самом деле может, но не ставит перед собой такой задачи);

• перепаял контакты в телевизионном пульте, а шнурки ему мама завязывает (а неинтересны ему эти шнурки, и все);

• медицинскую энциклопедию наизусть учит, а что есть нужно вовремя, понять не может (а когда есть, если с кровообращением еще не разобрались?).

Вот как раз у обычных бестолочей проблема диаметрально противоположная: им не хватает концентрации, они по‑настоящему рассеянны. Зачастую этим детям недостает не сообразительности, а элементарной концентрации и усидчивости. Научите ребенка «собирать мысли» над задачкой, не дать им улететь за окошко, на футбольное поле – и вдруг окажется, что наша бестолочь на самом деле неплохо соображает.

Впрочем, у гениев имеется еще одна проблема, из‑за которой шанс оказаться в бестолочах у них резко повышается. Это завышенные требования к себе. Ребенок, который во всем привык быть лучшим, со временем начинает панически бояться потерять свою исключительность, дать повод другим усомниться в ней. Отсюда паническое стремление избежать сфер, где маленький гений не силен. Со стороны кажется странным и нелогичным, что ребенок наотрез отказывается, к примеру, ходить на школьные вечеринки или играть с ребятами во дворе. Обычно подобное явление объясняют так: мол, гениальные люди в «реальной жизни» не ориентируются. Они – выше, поэтому не видят земли под ногами.

А дело обычно в другом: просто он боится показаться неумелым, неловким, не всезнайкой. Логика проста: раз я здесь не первый и даже не мастер, то не лучше ли вообще «опасную зону» обойти? И обходят. Иной раз настолько успешно, что, когда жизнь все‑таки вынудит действовать в сфере, которую он предпочитал обходить стороной, гений выглядит жалко и неуклюже. Как натуральная бестолочь…

Совет тут простой: хотите вырастить гениальную бестолочь – раздувайте его амбиции и чувство исключительности. Остальное получится само собой.

 

Однако не станем задерживаться на общих рекомендациях. Пора перейти к искусству общения с будущими и настоящими бестолочами. Здесь также требуются определенные знания.

Рекомендации по общению

 Для воспитания самой обычной, ничуть не гениальной бестолочи первое дело – это уверить самого ребенка в том, что он бестолковый. Это требует определенных усилий и регулярности, однако особых трудностей не представляет. Просто любую ошибку, любую неловкость ребенка следует отмечать коронной фразой, которая вскоре станет для него констатацией факта: «Ах ты, бестолочь…»

Просто, не так ли? Конечно, возможны различные вариации. Чтобы не показаться скучным, немного изменяйте текст, не меняя смысл сказанного. К примеру, можно так: «А тебе говори не говори – не доходит…» Или так: «Все дети как дети, а ты…» Или даже так: «У тебя что, совсем мозгов нет?»

Очень эффективным средством является демонстрация недоверия к ребенку и неверие в его возможности. Опять‑таки достаточно будет простых фраз вроде:

•  «Я так и знал!»;

•  «Тебе ничего нельзя доверить!»;

•  «Нет уж, давай я лучше сам сделаю»;

•  «Не трогай!»;

•  «Конечно, если уж ты взялся – жди беды».

Иногда этих подбадривающих замечаний бывает явно недостаточно, поэтому время от времени следует подталкивать упрямое дитя откровенными провокациями. Например, давать противоречивые, непонятные или невыполнимые указания, которые ребенок не может понять (и в итоге, как читатель уже правильно догадался, остается «крайним»). Звучать это может, к примеру, так: «И чтобы мигом убрал комнату! Куда пошел?! Там теперь папа спит! Через пять минут проверю!»

Прекрасный способ заставить ошибаться – это торопить. Причем не обязательно по делу.

«Чего копаешься? Твой брат за это время уже оделся бы!»

«Давай быстрее, времени нет!»

« Из‑за тебя опять опаздываем!»

Причем уточнять, куда опаздываем и почему времени нет, совсем не обязательно. Пусть волнуется, пусть спешит и делает глупости. Будет лишний повод вполне аргументированно приклеить ярлык «бестолочь». И уж в таком случае спорить со справедливостью данного навешивания будет трудно и даже бессмысленно.

С бестолочью гениальной используем несколько иную тактику. Конечно, и его не мешало бы поторопить или сбить с толку, для профилактики. Но есть средство получше: внушение ему чувства своей исключительности, повышенной ответственности. Обязательно подчеркните, что он не какой‑нибудь обычный мальчишка (или девчонка), а будущий гений, который не имеет права на ошибку. Поэтому и спрос с него соответственный.

«Ваня, ну кто‑кто, а ты подвести не можешь!»

«Это Сашке или Кольке можно. А тебе – недопустимо!»

«Что ты себя с Валькой сравниваешь! Кто такая ты, а кто – Валька!»

«Надо же, такой умный, а элементарных вещей не умеешь!»

«Все говорят – гений, талант, а я смотрю, ты настоящий тупица!»

«Это что, от большого ума ты такую глупость сотворил?»

В таком случае ребенок будет из кожи лезть, чтобы сохранить свою «исключительную» репутацию. А это первый шаг к тому, что он вскоре «перегорит» и станет совершать натуральные глупости. Вот тогда и придет наш звездный час.

И чтобы закрепить достигнутые результаты, чрезвычайно полезно разграничить сферы «гениальности» и сферы «бестолковости», чтобы ребенок твердо знал, где он «кто».

«Ну вот чего ты в мопед полез? Ты же “ботаник”! Вот и сиди со своими цветочками, а где не понимаешь, лучше не суйся!» « Нет‑нет, в этом деле я без тебя справлюсь. Вот когда нужно будет синус с тангенсом высчитать, тогда позову, хорошо?»

«Все равно ты в этом полный ноль, зачем тогда лезешь?»

Сурово, конечно, но лучше горькая правда, чем сладкая ложь, не так ли? По крайней мере сэкономим его и свое время. И нервы. А наше чадо потихоньку привыкнет ко вполне здравой мысли, что везде хорошим не будешь, выше головы не прыгнешь и вообще со взрослыми лучше не спорить. Раз сказали – «бестолочь», значит, так тому и быть.

«Бытовые» рекомендации Бестолковое поведение ребенка вполне можно организовать искусственно. На первых порах это просто необходимо – иначе настоящую бестолочь не вырастить. Общение тоже мировая вещь, однако одними словами сыт не будешь – необходима какая‑то мотивация, иначе ребенок просто не поверит, что он так бестолков, как утверждает мама или папа.

Что же можно сделать? Самое простое решение подсказывают народные сказки. Помните? Пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Вот это и есть главная подсказка. Требуйте невыполнимое, приказывайте непонятное, посылайте неизвестно куда. Пусть додумывает, пусть ломает голову – все равно окажется не прав. Как это выглядит на практике? Например, так.

• Ваш отпрыск уже ходит за покупками самостоятельно? Прекрасно. Пошлите его купить что‑нибудь из «белого». Если он хоть как‑то представляет, что под этим словом взрослый человек подразумевает, как правило, хлебобулочные изделия из пшеницы, прелестно! Ждите возвращения вашего бестолковки и тут же «выписывайте» ему «по полной». За то, что вместо батона принес булочки («Вчера же ели булочки!») или наоборот – в зависимости от обстоятельств. Если же наивное дитя спросит, что такое это самое «белое», можете тут же обозвать его как угодно – в этом‑то возрасте пора разбираться, где «белое», а где «черное».

• Из простейшего – попросите достать чашку из серванта. Чашку, конечно, жаль – но чего не сделаешь ради любимого дитяти! Наверняка ведь не донесет, выронит, снимая с полочки. Зато какой прекрасный повод обвинить в «безрукости»!

• Используйте страхи. Чрезвычайно эффективное средство, скажу вам! Панически боится громкого шума? Прекрасно! Прикажите пропылесосить ковер! Впадет в истерику – понятно: бестолочь, что с него взять!

Эти простые манипуляции позволят подвести материальную базу под наши теоретические выкладки. И теперь, если дитя вздумает «брыкаться», его всегда можно приструнить простым напоминанием о том, что он «натворил» такого‑то числа. Причем особенный эффект это напоминание будет иметь в том случае, когда будет озвучиваться в присутствии посторонних (или не совсем посторонних) лиц. Известно, что от прилюдной экзекуции эффект всегда больше, чем от индивидуальной.

Гениальной бестолочи хорошо бы регулярно подкидывать трудноперевариваемые им задания из области «техника в быту». Прекрасно разбирается в теоретической физике? Что ж, пусть попробует поменять велосипедную цепь на «складнике». Большого ума не надо, а соседский Пашка справляется вдвое быстрее. Хоть и никакой не гений, а обычный троечник. И куда подевались хваленые таланты и способности? Или не такой уж он и гений, этот наш юный вундеркинд?

Можно поступить относительно честно: попросить помощи у нашего гения в той сфере, в которой он разбирается. С одной оговоркой: чтобы эту самую помощь оказать, потребуются знания на порядок выше.

Скажем, задайте шестикласснику задачу из учебника для десятого класса, не сообщая ему, что задачка – вне его компетенции. Главное, дескать, что это математика, в которой он разбирается. После предсказуемого провала можете со спокойной душой заявить, что крайне разочарованы и теперь точно видите, что как гений он – очень сомнительный, зато бестолочь – несомненная.

Думаю, общий алгоритм действий понятен, и дальнейшие разъяснения вряд ли будут актуальными. Поэтому переходим к следующей традиционной теме – к «питанию» и уходу.

Особенности «питания» и ухода

Качественную, стабильную бестолочь нужно держать на особой «диете», иначе рано или поздно «бестолковость» может раствориться как дым. Главным компонентом этой особенной диеты является «блюдо», которое лучше подавать холодным – неуверенность.

Именно так. Уверенному в себе человеку нельзя внушить, что он глуп или бестолков. Ему нет дела до ваших суждений и разговоров – у него есть свое мнение. Ребенок по определению более внушаем, более пластичен и подвержен чужим мнениям, чем взрослый. Он впитывает оценки окружающих, особенно близких людей, и принимает их, как правило, некритически. Раз мама (или папа) так сказала – значит, так оно и есть.

Еще один необходимый компонент «бестолковой» диеты – это, как ни странно, серьезность. Да не обычная, а в превосходной степени. Когда самые невинные промахи дитяти воспринимаются как вселенская катастрофа, когда отношение к собственным поступкам не просто серьезное, а маниакально‑придирчивое, тогда шанс оказаться в дураках возрастает многократно. Нормальный, обычный ребенок пластичен. Он быстро огорчается и так же быстро забывает обиды. Он как ивовая ветка под снегом: сгибается, поддается, а когда снежная шуба соскальзывает с веточек, распрямляется вновь. Слишком серьезный ребенок зацикливается на своих переживаниях, застревает в них. Он сражается до последнего, но когда арсенал защитных средств иссякает – не отступает и не гнется, а ломается. Ломается внутренне, то есть соглашается с навязываемой ему агрессивной идеей.

Хотите создать уязвимого, управляемого ребенка – «накормите» его серьезностью. До отвала. И делайте с ним дальше что хотите.

Однако есть и ограничения в диете. Бестолочь не переваривает:

• благодушие и снисходительность к себе и своим ошибкам;

• терпение;

• похвалу и подбадривание;

• уверенность в своих силах и поддержку.

Подобные «блюда» следует строго ограничивать и подавать в минимальных количествах – так, чтобы не помер с голоду.

Уход за бестолочью заключается в тщательном его оберегании от всяческих поощрений, похвал и восхищения. Это может развратить тонкую психику бестолочи, превратить его в полноценного, уверенного в своих силах ребенка. А отсюда, сами понимаете, два шага до самодовольства и гордыни. Обязательна регулярная «поливка» недоверием, насмешками, сарказмом. Следует постоянно напоминать ему, что он ни на что не годен, ничего толком не умеет и ни в чем не разбирается. Словом – настоящая бестолочь.

Меры профилактики и безопасности

Выгод от бестолочи, собственно, не так много. Это не карьерист и даже не плохая девчонка, которые имеют неплохие шансы «устроиться» в жизни. Бестолочь есть бестолочь. Что с нее возьмешь! Разве что зло согнать лишний раз.

А вот проблем с таким ребенком хватает. Приходится все делать за него – он действительно ничего не умеет и не стремится чему‑то научиться. Не потому, что глуп или неспособен – клинические случаи достаточно редки и в данной книжке не рассматриваются, – а потому, что взрослые отбили охоту что‑то делать.

Он не хочет думать, потому что его убедили, что думать он не способен. Он пассивен и не проявляет инициативу, потому что боится совершить действие. Такова бестолочь в жизни. Прямо скажем, далеко не мечта мамы с папой.

Отчего же тогда в семьях частенько встречаются самые настоящие представители этого типа вопреки, казалось бы, самым благим желаниям пап и мам? Ведь никто из родителей не желает зла своему ребенку. И не мечтает о том, чтобы он вырос глупым, бездарным и несчастным. Так откуда они берутся – эти несчастные дети? В чем причина их появления? В нашей лени, нетерпимости, безграмотности и нежелании учиться.

Что же делать, чтобы в нашей семье не завелся ребенок, которого можно было бы с полным основанием назвать бестолочью? Нужно соблюдать определенные правила безопасности. Они несложны и требуют не специальных знаний, а определенных душевных усилий и терпения. Терпения – в первую очередь!

Итак, правила:

• не отмахиваться от вопросов и просьб;

• всегда вникать в суть ошибки или промаха ребенка;

• не спешить с выводами;

• помнить, что обидное «бестолочь» – это не столько вина ребенка, сколько наша недоработка, плод бессилия и злости;

• не запугивать ребенка последствиями;

• всегда давать шанс исправить ошибку;

• не заставлять, а увлекать;

• всегда помнить: совершенных детей нет. Но есть дети счастливые.

Кратко расшифрую данные сентенции. Что значит не отмахиваться от вопросов? А то и значит: когда ребенок обращается к вам с вопросами (а порой это бывает ох как часто и надоедает ох как сильно!), нужно постараться ответить. Пусть кратко, пусть самой честной фразой: «Не знаю», но ответить. Не игнорируя, не посылая к папе или на улицу. Ребенок, которому отвечает взрослый, чувствует себя увереннее, значительнее. Он – наравне. Ему ответили.

Вникать в суть промаха ребенка. Не старайтесь выносить вердикт с пылу с жару. Как правило, первое впечатление далеко не всегда бывает правильным. Зачастую, наоборот, внешняя канва поступка никак не совпадает с внутренними намерениями малыша. Хотел он одно, а получилось другое. Не разобравшись, легко отбить у него всякое доверие к вам и, что не менее важно, подорвать веру в самого себя, в свою ценность для родителей. А ребенка, который не чувствует, что его любят, что он ценен, легко превратить во что угодно. И в бестолочь в том числе.

Не спешить с выводами. Сдержаться, когда первое желание – наговорить с три короба, «показать», «чтоб неповадно было». Бездумный наскок, поспешные обвинения порождают в ребенке страх и недоверие к нам. Оказывается, папа и мама могут быть не самыми умными и не самыми добрыми. Пережить это открытие без последствий дано немногим детям. Обычно потери неизбежны. Результат – нерешительность, скованность и неловкость, которые легко принять за бестолковость.

Помнить, что в «грехах» ребенка часто виноваты мы сами – родители. Потому что так относимся к ним, потому что где‑то поленились, где‑то пустили на самотек, где‑то отмахнулись. Ребенок сделал так, как мог и умел, – и не его вина, что его не научили, «как надо». Поэтому правильнее не обличать вину ребенка, а искать свои недоработки, что не только продуктивнее, но и честнее.

Не запугивать. Это типичная ошибка – считать, что страхом можно достичь большего, чем уговорами или убеждением. Просто страх – это легко и универсально. А убеждения требуют терпения и усилий. Правда, и результаты разные: под страхом работают неохотно, через силу, при этом ни о какой инициативе, творческом отношении к делу и энтузиазме говорить не приходится. Это инициатива и творчество развивают сообразительность, а от страха ум тупеет. Закон природы…

Всегда давать шанс, возможность исправить свою ошибку.

Ошибаться могут все, не у всех есть возможность исправиться. Если это реально – предоставьте ребенку такую возможность. Пусть своими руками исправит содеянное. Вместо наказания. Вместо того, чтобы называть его бестолковым. Поверьте: эффект будет на порядок выше.

Иногда заставить что‑то сделать просто необходимо. Полностью списывать со счетов это средство нельзя. Но есть и другой вариант, более эффективный и приятный для обеих сторон, – увлечь, заинтересовать. Например, устроить состязание – кто быстрее? Результат и последствия будут совсем другими. А главное, для собственного ребенка вы будете добрым папой (или мамой). А это уже очень здорово.

И последнее. Не стоит пытаться сделать ребенка идеальным. Не нужно его с кем‑то сравнивать и подгонять под какие‑то мерки. Все равно он не станет другим, а вот перестать быть собой – такое может случиться. А это значит, что он не сможет быть счастливым. Потому что нельзя быть счастливым, притворяясь кем‑то другим.


загрузка...
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
загрузка...