Как вырастить тихоню
Поиск по сайту
Голосование
Вашему ребенку комфортно в школе (дет. саде)?
 

Популярное родителям



Как вырастить тихоню

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Детский портал "Сашенька" - Родителям

Как вырастить тихоню

Общее описание и характерные особенности типа

Дети – народ шумный. А в возрасте двух‑трех лет, кажется, ротики у них вовсе не закрываются. Щебетать без умолку, перекрикивать друг друга, визжать от восторга и громко топать для них – само собой разумеющееся. Для нас, родителей, подобный постоянный шум может быть довольно серьезной нагрузкой. Утомляет, понимаете ли. Хочется тишины, покоя. Отдыха ушам и психике. Вместо этого – крики, бесконечные «почему», просьбы, вой музыкальных игрушек и невозможность просто посмотреть сериал без необходимости надевать наушники и отвлекаться каждые три минуты на решение жизненно важных детских проблем. Хотелось бы как‑то потише. Хотелось бы отдохнуть. Хотелось бы альтернативы этому трам‑тарараму хотя бы на время. Тем более что эта альтернатива существует. Знакомьтесь – мечта многих родителей, услада для ушей и отдых нервам – ребенок‑тихоня. Судите сами: малыш – сам по себе, под ногами не путается, в глаза не лезет, с глупыми вопросами не пристает. Если это мальчик – то его никогда не назовут хулиганом либо драчуном, он не полезет в чужой сад воровать яблоки и не станет бить стекла в школьной столовой. Если это девочка – родители могут быть в полном восторге: сущая Настенька из сказки. Сидит тихо, улыбается скромно, и слова из нее не вытянешь. Ну разве что эти дети могут быть немножко необщительны и чересчур скромны, но ведь разве перевешивают эти смешные недостатки их многочисленные достоинства!

Тихони тоже могут быть разными. Одни практически никак не реагируют на присутствие родителей и могут часами играть в полном одиночестве в своей комнате. Счастливый родитель за это время успевает оббежать полгорода и даже узнать последние новости у старушек на лавочке. Причем мама или папа уверены, что их чадо за время отсутствия не полезет рисовать на обоях или разбирать микроволновую печь и даже не станет испытывать лежащую на самом виду зажигалку.

Другие детишки из этого же типа не такие покладистые, то есть молчать они будут, но только до тех пор, пока родители находятся в доме или вообще у них на виду. Если же мамочке придет в голову неудачная мысль отлучиться на несколько минут в ближайшую бакалейную лавочку, этот необдуманный поступок может вызвать настоящую нервную истерику Как раз в эти моменты тихони и показывают, на что они способны на самом деле.

«Тихоня» всегда представляет собой загадку как для родителей, так и для воспитателей детского сада, а позже учителей. В самом деле – более или менее познать характер человека можно, либо общаясь с ним, либо наблюдая за его поступками. Как правило, и одно и другое у данного типа практически не наблюдается. Нельзя же назвать поступками самые обычные телодвижения, которые не говорят об особенностях характера ровно ничего! Правда, опытный психолог (не обязательно с образованием) и по этим скупым наблюдениям даст некоторую характеристику, может быть, напустив еще больше тумана.

Какой характер у тихони? Вовсе не обязательно тихий. «Тихость» может быть вызвана чем угодно: флегматическим темпераментом, хронической усталостью (да‑да, есть дети, которым просто не хватает сил для активного образа жизни – при этом никакой врач не находит в них органических отклонений), жизненной позицией, психологической травмой и даже простым притворством. Впрочем, последний вариант можно рассматривать лишь вскользь – такие дети, как правило, очень скоро себя выдают, и любой родитель понимает, что эти «тихие» периоды – всего лишь маска. Главное заключается вовсе не в характере, а в стиле поведения этого ребенка. Тихоня – тот редкий вариант, когда малыш по поведению напоминает скорее старичка. Скромного, ненавязчивого, немногословного.

Есть дети, спокойные в силу природных особенностей. Как правило, это счастливые обладатели флегматического темперамента. «Исправлять» таких детей, то есть тормошить, «привлекать» и активизировать их деятельность различными воспитательными и не очень методами, не только бессмысленно, но и вредно. Заниматься глупым занятием – превращать замечательного природного тихоню в невыносимого непоседу – мы не станем. Мы поговорим о другом – подробно разберем методику превращения вполне обычного, в меру активного и общительного ребенка в типичного тихоню. Думаю, каждый здравомыслящий родитель уже прикинул, какие выгоды сулит это волшебное превращение. Тем же, кто еще сомневается, разложу все по полочкам. Итак, вырастив тихоню, мы получим:

• уйму свободного времени, так как этот ребенок, как правило, не требует постоянного присмотра и слежки по причине низкой двигательной активности;

• экономию психических и душевных сил, поскольку это дитя (что мужского, что женского пола), судя по смирному виду, не особенно нуждается в родительских эмоциях и воспитательных мерах;

• восторженные «охи» и «ахи» знакомых и дальних родственников, умиляющихся при виде такого славного спокойного ребенка;

• прекрасную живую игрушку, потому что тихоня зачастую позволяет делать с собой все, что угодно, – причесывать, одевать, как куклу, разрисовывать физиономию макияжем и т. д.

Если этого мало, можно добавить, что эти дети, как правило, производят впечатление не по годам взрослых и серьезных, что зачастую чрезвычайно нравится воспитателям и педагогам. К тому же за ними охотно присмотрит соседка, утверждающая, что сложнее выгуливать черепашку, чем этого прелестного ребенка. Ага! Я вижу: вы уже заинтересовались! Тогда – вперед и с песнями!

Необходимые условия

В принципе, тихоня может вырасти практически в любых условиях. Даже если семья в целом ведет активную и насыщенную жизнь, это вовсе не страхует от появления в этой семье ребенка, который не будет разделять всеобщего энтузиазма и постарается быть в стороне от различных инициатив, исходящих от остальных членов семьи. Равно как в общем спокойная и размеренная семейная жизнь ни в коем случае не гарантирует того, что в нее не ворвется жизнерадостный и очень подвижный ребенок, который значительно осложнит существование остальных домочадцев.

Однако опять‑таки от условий – и воспитания в частности – зависит немало. И при должном усердии даже вполне живенького и непоседливого ребенка можно превратить в тихоню, пусть и не совсем идеального.

Несмотря на то что тихоня, в общем‑то, может «завестись» практически в любой семье, в целом его стихия – семьи с размеренным ритмом жизни. Как правило, это интеллигентные и, как говорили некогда, обладающие «высокой культурой быта» «ячейки общества». Я говорю «в целом», потому что есть еще одна распространенная категория семей, где дети волей‑неволей вырастают «тихонями». Это так называемые неблагополучные семьи, где один из родителей (а то и оба) замечает своего ребенка разве что тогда, когда тот слишком часто мозолит глаза либо слишком громко о себе заявляет.

В первом случае формирование тихони идет естественным путем, относительно гармонично и с минимальным физическим насилием (о психологическом насилии, пусть и довольно тонком, я пока скромно промолчу). Ребенок волей‑неволей подчиняется правилам семьи, которые предписывают тишину («Дочурка, зайка, хорошие девочки не шумят, что подумают соседи?»), скромность («Сынуля, нехорошо выставлять себя напоказ… Это невежливо!»), ненавязчивость («Не приставай к дяде, это некрасиво!») и вообще возводят тишину и такт (который понимается в первую очередь именно как те же ненавязчивость и скромность вкупе) в культ.

Картину дополняет практически полное отсутствие условий для физической активности: в доме идеальный (или близкий к идеальному) порядок, с детства прививается аккуратность по отношению к вещам, в том числе и к игрушкам. А уж прыгать и бегать без опасения разбить что‑либо ценное и вовсе не представляется возможным.

В семьях второго типа тихоня формируется, как правило, под аккомпанемент родительских криков и под угрозой отцовского ремня. Попадаться родителям на глаза зачастую просто опасно, и маленький человечек вовремя ориентируется в ситуации, предпочитая пережидать частые периоды турбулентности у «предков», притворившись тихой мышкой. Если в первом случае физическое насилие – это скорее исключение, то во втором это правило. Данный тип ребенка чаще называют совершенно иным словом – не «тихий», а «забитый». Такая «забитость» существенно отличается от «тихости» первого варианта. В первом случае говорят о культуре, во втором – о внешней угрозе. И если тихое дитя производит чаще всего приятное впечатление, то «забитое» вызывает в лучшем случае жалость с примесью непонятной, но ощутимой тревоги. Это о них говорят: «В тихом омуте черти водятся».

В обоих вариантах семьи есть один общий знаменатель, который непременно присутствует в семьях, где растет тихоня: в этих семьях дети боятся родителей, а родители – своих детей.

Звучит нелепо и неправдоподобно? Ну, это всего лишь на первый взгляд. В интеллигентной семье страх зиждется на боязни более тесного контакта, на фобии оказаться непонятым, попасть в глупую ситуацию, «потерять лицо». Лучшая защита интеллигента – держаться на расстоянии. Во втором типе семей все проще: родители не знают (а иной раз даже не хотят знать) своих детей, дети отвечают тем же. Результат похож.

Автор настоятельно не рекомендует «выращивать» своего тихоню по второму варианту, предлагая ограничиться вариациями первого. Таким образом вы сэкономите психологическое здоровье себе и своему чаду, а результаты обещают быть гораздо более привлекательными и долговечными. Впрочем, в этом есть и обратная сторона: если результат вам вдруг не понравится, «откатить назад» будет значительно сложнее, чем во втором случае. Попробуем?

Методические рекомендации

Итак, решение нами принято. Соблазн иметь управляемого, тихого и немногословного ребенка возобладал над всеми остальными доводами, и мы собираемся вырастить именно этот типаж. С чего же стоит начать? В первую очередь с создания условий. Основные их особенности уже оговаривались. Коротко: необходима семья, где не принято кричать друг на друга, скандалить, драться, закатывать бурные сцены и «выносить сор из избы». Мелкие козни за спиной, шпионаж друг за другом и закулисные интриги допускаются при одном условии: соблюдении строгой конспирации. Внешнее соблюдение приличий желательно возвести в абсолют. Отношения между членами семьи – подчеркнуто вежливые и официальные. Некоторая теплота в отношениях не является помехой, однако большая свобода в этом направлении не поощряется. Ребенок должен четко чувствовать черту, за которую переступать нельзя. Кроме того, необходимым условием для успешного выращивания тихони является строгая иерархия в доме. Какими бы ни были отношения между членами семьи – от уважительно‑дружелюбных до холодно‑враждебных, – в этой семье должен быть ярко выраженный Хозяин. Причем неважно, кто им будет: отец, мать либо престарелая бабушка.

Общие рекомендации

 Для успешного развития ребенка‑тихони рекомендуются следующие мероприятия. Во‑первых, раннее привитие ребенку социальных норм. Если ваш малыш в три годика знает, в какой руке держать вилку – прекрасно. Еще лучше, если он к тому же спрашивает разрешения, можно ли ему выйти из‑за стола. Учить правилам приличия и поведения в обществе ребенка желательно с «младых ногтей». Причем упор всегда делается на такие качества, как вежливость, интеллигентность, уступчивость и готовность помочь. Прекрасные характеристики, которые почему‑то иногда сильно осложняют жизнь слишком интеллигентному ребенку.

Впрочем, спешу исправиться: у читателя не должно возникнуть ощущения, что тихоня – это непременно интеллигентный культурный ребенок типа «очкарик». Это вовсе не обязательно. Главная черта тихони – не интеллигентность или хорошее умственное развитие, а пассивность и нерешительность как тип поведения. Просто формальный подход к воспитанию «культуры поведения» у ребенка как раз и подразумевает развитие нерешительности, бездеятельности и пассивности. Как ни обидно это сознавать, но зачастую это действительно так.

Очень хорошо при каждом удобном случае подчеркивать, что уступать другому человеку (например, брату или сестренке, соседу по парте) – это положительное качество, а драться или отбирать что‑то у другого – очень нехорошо. Можно продемонстрировать, что худой мир всегда лучше хорошей войны и что иногда приходится терять часть, чтобы не потерять целого. И вообще, «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

Поскольку тихоня больше всего не любит ответственности, тщательно отгораживайте его от этой напасти. Никаких самостоятельных решений! Никаких сложных выборов – все уже давно решено и расписано, и нечего лишний раз набивать шишки, чтобы это проверить. И вообще, «дурак учится на своих ошибках, умный – на чужих» (хотя жизнь показывает, что дурак, как правило, не учится вообще, а умный все равно набивает свои шишки самостоятельно).

Всемерно развивайте культ разрешения. Это одно из самых благоприятных условий для развития тихони. «Не бери сам! Спроси у мамы!» «Зачем ты это сделал? Разве тебе разрешили?» «Боженька сказал: проси, и дано будет тебе». И вообще, всякая инициатива наказуема, и нечего лезть туда, куда тебя не просят.

Тихони любят тишину. Поэтому, ухаживая за этим ребенком, соблюдайте ее непременно! Избегайте лишних движений, слов и суеты. Все должно свершаться строго по делу и не сопровождаться чрезмерными шумовыми эффектами. В вашем доме должен установиться культ тишины – иначе результат не гарантирован.

«Не слышно телевизор? Пусть остальные говорят потише».

«Противно скрипят половицы? Поменьше ходить без дела».

«Включи мобильник на “вибро” – бабуля спит».

«Сегодня не приводи друзей – папа устал и хочет отдохнуть».

«И вообще, хорошие дети не шумят!»

И еще одно важное правило. Избегайте излишних нежностей. Ребенок должен чувствовать дистанцию, должен знать свое место. Иначе он не сможет стать идеальным тихоней. Контакты – по возможности деловые, краткие и по делу. Всякие «обнималовки» допускаются как редкое исключение, а уж глупые «целовашки» исключаются полностью – мало ли как эти «эротические действия» повлияют на ориентацию ребенка? Да и вообще, эмоции – это глупо и опасно. А нам нужны стабильность и управляемость.

Рекомендации по общению

 Проницательный читатель давно уже понял, что общаться с тихоней следует тихим голосом, спокойно, желательно без эмоций. Но самое главное правило в общении – чем меньше, тем лучше. Можно повесить его как девиз над входной дверью. Причем настоящий смысл этого утверждения будет не «больше дела, меньше слов», а примерно такой: «меньше слов – меньше шума».

Второе правило: общение должно быть информационным, а не эмоциональным, то есть любое обращение – только по делу, исключая всякое «сюсюканье».

«Маша, принеси дневник» вместо « Машенька, золотце, а что у нас сегодня в дневничке?».

«Саша, надень куртку, холодно» вместо «Саня, папа замерз, как на Северном полюсе! Без куртки – околеешь!».

«Луна? Луна – это планета, спутник Земли» вместо «Ну, знаешь… Луна – это такая штука, брат… Сразу и не скажешь…».

Кстати, читатель может выбрать фразы, которые ему нравятся больше: пусть это будет своеобразным тестом на общение. Одним из результатов может быть такой: те, кто выбрал большей частью ответы из первого варианта, могут себя поздравить – воспитать тихоню для вас не составит большого труда. А если повезет, то ваш тихий малыш вырастет к тому же изрядным «сухарем».

Еще одним важным советом будет избегание личных тем. Говорить со своим чадом вы можете о чем угодно, кроме своих проблем, чувств и переживаний. Представьте, что вы – советский шпион в логове врага. У вас выдуманная легенда, выдуманная биография, вы тренировали несвойственную вам манеру поведения. В нашем случае придется действовать примерно так же: у вас должна быть другая, «чистовая» жизнь, в которой нет ошибок, нет разочарований, проблем и трудностей. Зачем расстраивать ребенка вашими проблемами? Разве он должен мучиться оттого, что маме плохо? Как он разберется с вашими трудностями? Да и вообще… Зачем ребенку знать, что папа и мама «состоят» не только из положительных «кирпичиков»? Ребенка нужно беречь, не так ли? У него ведь хрупкая психика, верно? Поэтому из опасения оказаться непонятым, «потерять лицо» о себе лучше не говорить ничего.

Если вы не представляете, как это – не обсуждать с ребенком свои переживания, не делиться наболевшим, не плакаться друг другу в жилетку, значит, вам можно смело пропустить эту главу. Скорее всего, воспитать тихоню у вас не получится, да и подобный ребенок вам, собственно, совершенно не нужен.

Любое воспитание никогда не проходит слишком гладко и просто. И опытный воспитатель всегда имеет в запасе несколько особо эффективных приемов, позволяющих быстро поставить под контроль ситуацию или воспитанника. Одним из таких приемов, который поможет вам вовремя в случае надобности заставить притихнуть вышедшего из‑под контроля ребенка, является, как сказал бы интеллигентный родитель, «взывание к его совести». Или, говоря языком практической психологии, вызывание в ребенке чувства вины. Вообще, чувство вины (или попросту стыд) – это замечательная универсальная дубинка, с помощью которой можно добиться многого. Важно правильно пользоваться этим средством, употребляя его вовремя и точно.

Например, призывая к порядку расшалившегося сына, можно сказать так: «Андрей! Ну как не стыдно тебе так шуметь! Ты же взрослый мальчик!»

Заранее ясно, что эффект от подобной фразы будет минимальным. А можно тихонько прошептать, хватаясь за грудь: « Ой, сынуля… Чего‑то сердце прихватило… Опять ты меня расстраиваешь… А доктор сказал, нужна полная тишина…»

Чувствуете разницу? То‑то! А есть и более мощные «дубинки», которые действуют не только сильно, но и надолго. К ним относится высмеивание самого ребенка, его особенностей и реальных либо мнимых недостатков. Действует безотказно: даже если в пылу обиды ребенок выскажет вам много интересного, будьте уверены: открытая рана не позволит ему в следующий раз повторить эксперимент. Именно поэтому за одного «битого» двух «небитых» дают.

В выращивании тихони данный прием принесет быстрые и обильные результаты. Применять его легко: главное – заметить, на что ребенок реагирует остро. Может быть, это какие‑то особенности, которые выделяют его среди сверстников. К примеру, если он очень высокий: «Ну что ты ноешь? Такая дылда, можешь и подождать!»

Единственный «двоечник» в классе: «А ты вообще молчи! Бестолочь, даже по географии “пару” умудрился схватить! И туда же – рассуждает!»

Прекрасные результаты дают напоминания о прежних ошибках или неловких ситуациях: «Да‑да, делай по‑своему! Подожги квартиру петардой, как в прошлом году!»

Или вот вообще удар ниже пояса: «Чего‑чего? Не собираешься меня и спрашивать? А давно я за тобой “утку” выносила? Тогда мама нужна была, да?»

Впрочем, не стоит применять подобные методы слишком часто. Любое систематическое воздействие вызывает привыкание, и в этом его слабость. Поэтому во всем нужно соблюдать меру.

В то же время на приведенные выше приемы вполне можно положиться. Применяя их, вы непременно достигнете результатов в благом деле выращивания настоящего, первосортного тихони.

«Бытовые» рекомендации

 Организация быта маленького тихони – вещь достаточно хитрая и требует некоторых навыков. Основным приоритетом в этом направлении должен служить принцип полезности времяпрепровождения: с юных лет ребенок должен усвоить, что время нужно тратить с пользой, а безделье – это один из смертных грехов.

Задача родителя – обеспечить своему чаду фронт обязанностей и занятий, которые заняли бы его руки, голову и по возможности органы речи.

Выращивание трудоголика вовсе не подразумевается – у нас совсем иная задача. И конечный результат не особенно волнует. Важно создать саму атмосферу напряжения, невыносимости пустого времяпрепровождения. Причем общение с родителями, бесконечные вопросы и шумные игры однозначно относятся к «ерунде» и тут же пресекаются нехитрой психологической игрой «А почему ты не…» Чтобы не затруднять читателя излишними размышлениями, приведу готовые матрицы ответов на любые несанкционированные действия ребенка.

«Ах, у тебя есть время развлекаться! А за алгебру, конечно, ты и не брался!»

«Вот надоедать папе ты успеваешь, а в комнате навел порядок?»

«Я тебя весь вечер просила отнести в подвал этот хлам. Но у тебя же дела поважнее!»

Повторюсь: вовсе не обязательно, чтобы ваш ребенок был постоянно занят. Важнее, чтобы над ним постоянно «довлело» какое‑либо дело, которым его можно будет в любой момент попрекнуть.

Прекрасным средством шантажа могут служить карманные деньги. Почему бы не субсидировать тихоню определенной суммой, оговорив условия? Например, якобы на закупку тетрадок. Причем дальнейшие траты никак не контролировать. До поры до времени. Зато в нужный момент можно удачно спросить, куда же делись родительские деньги, нажитые, понятно, непосильным трудом. Если он действительно купил тетрадки (что маловероятно) – можно одобряюще кивнуть головой. Если нет – ваш отпрыск получит еще одну вескую причину не попадаться вам на глаза.

Существует много способов заставить ребенка «не высовываться». Самое интересное, что зачастую родители пользуются ими вполне сознательно, с полной ответственностью за нанесенный ущерб и результат. Почему? Потому что это простые методы, и они действительно дают эффект. Нужный эффект: позволяют на длительное время избавиться от назойливого ребенка. Не заниматься им. Не развлекать, не воспитывать. И даже не перебрасывать эти функции на другого. Просто избавиться. Это ли не результат?

Особенности «питания» и ухода

Чем «питается» тихоня? О, меню у него богатое и даже разнообразное. Настоящий, правильный тихоня «питается»:

• неуверенностью (в себе, родителях, окружающих);

• страхом (выглядеть смешным, ошибиться, лишиться одобрения);

• чувством вины (перед всем миром, семьей, перед самим собой);

• эмоциональным голодом и острым желанием получить хоть какое‑то одобрение со стороны семьи.

Немножко подробнее. Как подпитывать, к примеру, неуверенность? Констатацией новых ошибок и напоминанием о старых. Не нужно говорить: «Ты не справишься» – этот вывод тихоня сделает самостоятельно. Просто напомните, что в такой же ситуации такого‑то числа он натворил то‑то и то‑то, а расплачиваться пришлось вам. И что только дурак наступает на одни и те же грабли. И еще: родительское неверие в силы ребенка может выражаться не только словами, но и позой, выражением лица, жестом, взглядом и даже обычным вздохом. Потренируйтесь – это совсем не сложно.

Страх порождается неуверенностью, но можно подпитывать его непосредственно. Драматизируйте ошибки, многозначительно указывайте на последствия, которых не видит ребенок, но которые «обязательно будут». Не нужно конкретизировать, не нужно ничего выдумывать. Нужно просто немного заострить внимание, усилить эффект, чтобы потом неповадно было. Логика здесь проста: да, на этот раз ничего «такого» не случилось. Но ведь могло, не так ли? А это значит, нужно отбить охоту повторять подобное.

Чувство вины, трактуемое иногда как угрызения совести (о правильности пока не станем дискутировать), прекрасно подкрепляется искусным провоцированием стыда. Причем «стыдить» в традиционном понимании, то есть «долбить» тихоню стандартными фразами «как тебе не стыдно», – это грубая работа. Гораздо эффективнее действовать тоньше: «От кого‑кого, но от тебя, сынок, я такого не ожидала!» Если ставший осторожным тихоня не дает повода для нареканий, используйте вполне нейтральные ситуации, предъявляя не обвинения, а подозрения. «Чего в ванной заперся? Думаешь, не знаю, что ты там думаешь делать?»; «Куда собралась? Небось твои вон хахали на скамейке сидят, поджидают!»; «В гараж, говоришь, надо? Покурить, чтобы отец не знал?». Будьте уверены: попали вы в точку или нет – главный результат достигнут: ребенок определенно будет смущен и еще более укрепится в мысли, что лучше вовсе «не высовываться». Что, собственно, нам только и нужно.

«Накормить» эмоциональным голодом – звучит несколько шизофренически. И тем не менее практика показывает, что это вполне возможно. Что сие значит на практике? Строгое нормирование ласки, прикосновений, бесед по душам. Вообще, определенный пост на эмоции есть во многих семьях, которые нацелены «на результат», то есть на построение карьеры, занятие места в обществе и т. п. Ибо как‑то так считается, что чувства мешают думать и рассчитывать. Даже само слово «расчетливый» подразумевает человека, который ставит выгоду, практицизм выше чувств. Организуйте подобный пост вашему ребенку – и у него значительно повысятся шансы выиграть в конкурентной борьбе. Правда, одновременно значительно вырастет вероятность родителей стать первыми жертвами, принесенными их ребенком во имя карьеры.

Регулярно применяя все вышеназванные виды «питания», вы обеспечите своевременный и качественный уход за вашим ненаглядным тихоней. И еще неусыпное внимание и контроль – вот то, что ему по‑настоящему нужно.

А вот нужен ли вам такой ребенок, это уж решайте сами.

Меры профилактики и безопасности

Теперь, когда мы в целом разобрались, кто такой тихоня и как его получить в обычных домашних условиях, самое время поговорить о том, как защититься от этой напасти. Слов нет: тихий, спокойный ребенок в семье – это огромное облегчение для родителей. Но спокойный ребенок и тихоня, как читатель уже, надеюсь, понял, – это совершенно разные вещи. Тихоня – это недоверчивое, угрюмое существо, которое в силу обстоятельств не смеет «показывать носа». В то же время этот ребенок коварен. Никто не может предугадать, что он выкинет, когда контроль ослабнет или когда у него кончится терпение. Тихоня в доме – это мина замедленного действия. И любой родитель должен уметь эту мину нейтрализовать.

Что ж, попробуем. Но для начала мне все же хотелось бы привести меры профилактики, которые в известной степени застрахуют вашу семью от возникновения в ней такого коварного типа. Они не очень сложны, хотя и требуют некоторых душевных усилий.

Лучшим средством профилактики тихонь является самое обычное доверие – когда вы доверяете своему ребенку, а он, в свою очередь, доверяет вам. Именно доверие не дает развиться таким душевным паразитам, как страх и неуверенность. Доверяя малышу, вы воспитываете его самостоятельность и ответственность. Причем получится это естественно, как само собой разумеющееся.

Обязательно необходимы любовь к ребенку и ее видимое проявление – ласка. Любовь прекрасно борется с другим душевным паразитом – чувством вины и неполноценности. Она придает силы, делает человека жизнестойким. Для ребенка же любовь – это насущный хлеб. Это важнейшая пища, без которой не сможет развиваться душа. Но сама по себе любовь может быть невидимой для вашего чада, если ее не показывать:

• не гладить его по головке;

• не хвалить и восхищаться тем, какой он хороший;

• не напоминать регулярно, что мама и папа его любят;

• не смотреть в глазки мягко и весело;

• не тискать в объятиях.

Если этого не делать, то можно быть уверенным, что ребенок вашей любви, пусть самой сильной и самоотверженной, не почувствует. А значит, и пользы ему от такой любви будет ноль.

Хорошо, но что же предпринять, если тихоня – это свершившийся факт? Когда усилия родителей (смею заверить, большей частью ненамеренные – все мы грешны) увенчались успехом и контакт с ребенком утерян? Тогда нужно приготовиться к долгой и кропотливой работе. И первым делом – признать свои ошибки. Вслух. Перед ребенком.

 


Нет, как раз каяться совершенно не нужно. Это из другой оперы. Просто признать: «Да, вчера я зря на тебя налетел(а), просто настроение было никаким. Не бери в голову…»

Это будет важным первым шагом к восстановлению отношений. Давить на состоявшегося тихоню не рекомендуется. Ну не привык он к контактам, так и не стоит его пугать еще больше. Лучшее решение – вовлекать в общение между делом. Отправляете в магазин за молоком? Скажите, чтобы купил чего‑нибудь вкусненького. За уточнениями (что именно, в какую сумму уложиться и т. п.) сам собой завяжется разговор. Пусть коротенький, но это гораздо лучше, чем ничего.

Великая русская (и не только) традиция – это семейные обеды. Когда за столом собирается вся семья. У вас такое не принято? Тогда попробуйте! Это не просто совместное принятие пищи, это же групповая психотерапия! Не случайно именно «за столом» решают важнейшие государственные вопросы политики. Да‑да, во время обычных застолий, а не перед камерами ведущих телеканалов. В древности послов приглашали на приемы, а тех, кого звали в союзники, – на пиры. Мотивировать решение собираться всем за столом можно хотя бы тем, что мама не собирается готовить на каждого. Пусть понимают, как хотят.

В особо тяжелых случаях, когда ребенок глубоко обижен и ни в какую не идет на контакт, можно применить еще один способ. Помните, совсем недавно я утверждал, что давить на тихоню не следует? Забудьте. Примените прямое насилие. В конце концов, кто в доме хозяин?! Достаньте маленького строптивца из его норы, вытащите хоть из‑под кровати и крепко‑крепко заключите в объятия. Ничего не говоря. Упирается, старается вырваться? Держим сильнее. Ничего, потерпит. Говорить ничего не нужно. Вы просто реализуете свое естественное право – обнять своего ребенка. Держать, пока не успокоится. Крепко прижимая – это основное правило. Впрочем, если этот ежик внезапно обмяк и даже прижался к вам, можно посидеть и подольше.

Прием этот сильный, эффект дает зачастую потрясающий, но если ребенок впадает в истерику, отчаянно вопит и вырывается – отпустите. Значит, пока не время.

Тихоня вырастает там, где нет доверия, где родные люди опасаются друг друга, где попадаться друг другу на глаза – это опасно. Далеко не всегда такая атмосфера создается намеренно. Скорее, это редкое исключение. Как правило, «эффект тихони» может наблюдаться в семьях, где интересоваться делами другого (пусть даже собственного ребенка) «не принято» и «не красиво», где близкое общение считается табу, потому что «у каждого своя личная жизнь». Где просто нет взаимопонимания и доверия. А там, где нет этих важнейших качеств, – нет и семьи. Хотя может быть, ее видимость – мертвая форма без внутреннего содержания.

И тогда ничего другого не остается, как просто… Сделать шаг навстречу. Может быть, не рассчитывая на ответную улыбку. Может быть, не ожидая быстрых результатов. Но, видимо, другого пути просто нет. Иначе мы имеем все шансы превратиться в таких вот «тихонь», которые не живут, а «пережидают» жизнь. Думаю, такой вариант не устроит никого. Не исключая и самого ребенка, каким бы тихим и спокойным он ни был.



загрузка...
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
загрузка...