Поиск по сайту
Голосование
Вашему ребенку комфортно в школе (дет. саде)?
 

Популярные игры



Игры на развитие мышления

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Детский портал "Сашенька" - Игры

Игры на развитие мышления

Назвался хомосапиенсом – будь добр, соответствуй. С целью этого самого соответствия высокому званию чего только ни придумали люди для развития своей самой отличительной черты, приобретенной в ходе долгой и непростой эволюции. Среди прочего – несколько десятков игр для детей дошкольного возраста на развитие предоставленного природой умственного ресурса. О них и поговорим.

 

Игры для детей 2–3 лет

Двухлетнего малыша весьма сложно, почти невозможно заинтересовать «голыми» упражнениями. Алгоритмы и функции привлекут внимание твоего маленького гения ближе к подростковому возрасту. А пока все, что можно сделать для «подкачивания» IQ, – это подключить умную составляющую в его повседневные игры с любимыми игрушками. Примеры ниже.

Кто куда

Эта игра отлично тренирует способность к классифицированию, наблюдательности, обращает внимание ребенка на отдельные особенности предмета (анализ).

В качестве инвентаря используешь обычные детские игрушки. Из них собираешь внушительную кучку (с десяток разнокалиберных и разномастных предметов) и предлагаешь малышу рассортировать их по какому-нибудь критерию (цвету, отношению к живой/неживой природе, по форме или размеру и др.). Очень любопытно дать возможность ребенку рассортировать их на свое усмотрение и спросить, по какому признаку он их делит…

Папины непонятки

Очень толковая во всех смыслах игра. Позволяет развить самостоятельность и независимость мышления (при правильном демократическом подходе).

Суть игры в том, чтобы позволить малышу исправлять тебя. Родитель допускает досадные «ошибки» в повседневных знакомых ребенку операциях – надевает перчатку на ногу, берет вилку, чтобы есть суп, пытается рисовать зубной щеткой и делает прочие глупости. Делать это нужно демонстративно, чтобы спровоцировать реакцию. Желательно спросить кроху (эмоциональнее): «А что же папочка делает не так?» Очень забавно, и все довольны:).

Колобок

Игра помогает усвоить понятия причины и следствия, развивает образно-пространственное мышление.

Для этой забавы нужно установить на полу или столе (на полу предпочтительнее, чтобы потом «снаряды» по всему дому не искать) какую-нибудь наклонную плоскость. Это может быть кусок картона или доска, опирающаяся на стопку книг. Также понадобится крупная бусина, шарик для пинг-понга или какой-то другой сферический предмет, претендующий на роль колобка.

На некотором расстоянии от подножия горки рисуешь черту (кладешь нить). Затем отпускаешь колобка свободно катиться с вершины. Объясняешь малышу: выиграет тот, кто спустит колобка так, чтобы он остановился как можно ближе к условной черте.

После нескольких попыток ребенок поймет, что от высоты размещения шарика на наклонной плоскости зависит дальность его пробега. Можно также экспериментировать с несколькими шариками разного размера и веса.

Похлопаем

Игра способствует развитию навыков классификации и систематизации. Звучит сложно – играть просто. Процедура следующая: называешь серию слов, заранее условившись с крохой, что он должен хлопнуть в ладоши, как только услышит слово из заданной категории (это должны быть знакомые ему группы, например животные, цветы, мебель).

Просто перечисляешь слова (пять-семь и помедленнее), из которых одно-два – «нужные». Если ребенок не справляется с заданием, говоришь ему об ошибке и даешь шанс подумать еще. Если с третьей-четвертой попытки малыш не находит верное слово, помогаешь ему и переходишь к новой категории. Может случиться, что какое-то слово просто еще не знакомо детенышу, – объясняешь, не стыдя, и двигаешься дальше.

Игры с цветом

Из любого житейского занятия можно придумать игру, причем полезную. Например, можно просить рассортировать убираемую одежду в ящики по цветам. Или убрать кубики в разные коробки в зависимости от расцветки.

Это поможет закрепить в памяти ребенка названия цветов.

Для этих же целей можно использовать раскраски. На готовой картинке с изображением дерева попросить малыша раскрасить крону в подобающий цвет.

Шерлок Холмс

Интересная игра, которая долго не надоедает детям. В этом ее несомнительное преимущество. Задача ребенка – отгадать находящийся в комнате предмет по описанию.

Например, загадываешь куклу Буратино и говоришь: «Он деревянный, его сделали из полена, он любил девочку с синими волосами и искал золотой ключик…»

...

В тему  

Папу Карло вызвали в школу по поводу плохого поведения Буратино. После выслушивания нотаций он спрашивает:  

Ну, а по умственному развитию он как?  

Откровенно говоря… дуб-дубом!  

Э! Не скажите! Карельская береза!  

 

Как вариант, можно играть с несколькими детьми и определять победителя. Им станет тот, кто угадает больше всего предметов с наименьшим количеством подсказок.

По парам

Эта забава послужит хорошим упражнением на логическое и ассоциативное мышление. Процедура такова: раскладываешь на стол около десятка предметов, которые каким-то образом связаны попарно (ложка и чашка, ключ и замок).

Предлагаешь ребенку рассортировать получившуюся груду следующим образом: берешь в руку первый попавшийся предмет и просишь найти ему пару. Если с первого раза не получилось, даешь подсказку.

Не спеши сразу показывать правильный вариант.

Игры для детей 3–4 лет

В трехлетнем возрасте у ребенка уже довольно обширный словарный запас, чтобы вместо манипуляций с предметами использовать для развития мышления игры с понятиями. Если в предыдущем возрастном периоде у детей преобладает образное и наглядно-образное мышление, теперь его постепенно заменяет логическое и ассоциативное. Взрослеем, сэры, и игры нас теперь интересуют другие. О них дальше.

Что в поле зрения

В детской книжке с картинками выбрать какой-нибудь предмет и попросить детеныша отгадать, что именно мы загадали. При этом дать ему косвенные подсказки типа: «Это что-то твердое». Игра чем-то напоминает пресловутую «холодно-горячо», но, в отличие от нее, подходит и малышам, начиная с трех лет.

По частям

Занимательная игра, которая помимо мышления тренирует еще и речь ребенка, а, возможно, даже словарный запас расширит в качестве бонуса.

По существу: произносишь слова, предупредив малыша, что каждое из них – часть какого-то предмета, который ему и нужно назвать. Например, говоришь «педаль», а он должен ответить, что это часть велосипеда.

Можно попробовать играть в обратном порядке, то есть называешь целое («дом», например), а дитё должно назвать составную часть от этого целого («стена», «окно», «крыша» и т. д.).

Сочиняем комикс

Для этой забавы понадобятся картинки с изображением событий, которые можно расположить в хронологической последовательности. Подойдут, например, изображения саженца репки, деда, поливающего саженец, большой репки и рвущей огромный овощ компании. Или что-то в том же духе, лишь бы с заметной временной перспективой.

Ребенку предлагается посмотреть на эти рисунки и расположить их в порядке возможного возникновения событий. Например, ряд изображений «желудь – росток – дуб».

Для начала лучше, чтобы рисунки были из одной серии. В дальнейшем, когда малыш усвоит правила и суть игры, сгодятся вырезки из абсолютно разных источников.

Виртуальная пара

Ничего пошлого, не подумай:). Это просто игра, в которой ребенку нужно соотнести реальную вещь и изображение другой вещи.

Для этого понадобится несколько мелких бытовых предметов (ложка, зубная щетка, монета) и картинки с изображениями предметов, ассоциативно близких к реальным (миска, зубная паста, кошелек).

По ходу игры для начала демонстрируешь карточку, а потом среди лежащих на столе «участников» предлагаешь найти предмет, парный портретному изображению. Для усложнения задачи можно положить несколько лишних предметов на стол.

Гугл-картинки

В нашей семье так называлась игра, в которой перед малышом стояла задача отыскать предмет в реальности по его изображению. Можно использовать карточки предыдущей игры.

Процедура следующая: детенышу вручается рисунок – стула, например, и предлагается найти этот же стул в комнате. Помогает разобраться с понятием условности – стул на картинке может быть неидентичным реальному, но при этом он также стул:).

По сезону

В эту игру можно играть двумя способами. Для младших ребятишек предпочтительнее использование картинок с изображением времен года и предметов, которые могут иметь сезонную принадлежность (например, зимние и летние предметы одежды, цветы, желтые листья, снеговик и т. д.).

Тогда суть игры сводится к следующему: ты раскладываешь на столе картинки с изображениями времен года, а малыш должен рассортировать все оставшиеся по отношению к этим сезонам. С детьми старшего дошкольного возраста в эту игру можно играть устно. То есть ты говоришь «зима», а дитё должно вспомнить как можно больше ассоциирующихся с этим временем года слов.

Кроме развития ассоциативного мышления такая забава способствует и расширению словарного запаса ребенка.

Антигравитация

Этот маленький фокус позволяет завоевать расположение малыша одним махом и навсегда:). Берешь шарик для пинг-понга (настольного тенниса) и фен. Включаешь на полную мощность и, держа вертикально вверх сопло, «кладешь» спортивный снаряд типа «мяч» на поток воздуха. Такая себе мини-аэродинамическая труба в домашних условиях.

Обязательно говоришь с крохой о том, почему так происходит. Естественно, непросто объяснить малому ребенку, что такое сила тяжести и поток воздуха, но усилия того стоят:).

...

В тему  

Фокусник позвал на манеж ребенка из зрительного зала:  

Можешь ты, мальчик, подтвердить, что видишь меня впервые?  

Да, папа.  

 

Игры для детей 4–6 лет

Игры на развитие мышления для старших дошкольников уже достаточно интересны, чтобы нравиться и родителям воспитуемого. С этого времени играть будет увлекательнее и сложнее. С чем не могу тебя не поздравить. Как именно оно будет – смотри ниже.

Карта сокровищ

Нужно спрятать в квартире какой-нибудь ценный для ребенка предмет и подсказками руководить поисками клада. Можно нарисовать карту – на плане квартиры отметить место, где спрятана вещь (это уже вариант игры для совсем взрослых кладоискателей, «почти школьного» возраста), но при этом придется здорово потрудиться, чтобы объяснить ребенку, что же такое план и как по нему ориентироваться…

Крестики-нолики

Замечательная, действительно классическая, а не просто почтенного возраста игра. Служит развитию пространственного и логического мышления, а также просто небесполезному коротанию времени:).

На всякий случай правила: на бумаге чертится квадрат размером 3x3 клеточки (проще всего пересечь две вертикальных и две горизонтальных линии). На получившемся таким образом игровом поле игроки по очереди ставят – один крестики, второй нолики, пока сетка не будет заполнена. Побеждает тот, кто первым сможет выстроить в ряд три своих фигуры (по вертикали, горизонтали или диагонали).

Со временем игру можно усложнить, нарисовав условно бесконечное поле (лист в клетку) и увеличив до пяти количество фигур в ряду, необходимых для выигрыша.

Морской бой

Ура, свершилось! Наконец-то твой ребенок дорос до того, чтобы научить его играть в морской бой. Очень интеллектуальная игра, кстати.

Начать можно с игрового поля 6x6 клеточек (10x10 может быть слишком много для «научиться»). Уверен, что все в курсе, но все же о правилах – для порядку, так сказать.

В игровом поле, клетки которого обозначаются буквами по горизонтали и цифрами по вертикали (как на шахматной доске), игроки рисуют «корабли»: по три-четыре однопалубных – одна клетка, два-три двухпалубных и так далее (в игре на десять клеток есть даже один четырехпалубный «крейсер»), Также рисуется дополнительное поле (пустое), на котором игроки будут отмечать боевые победы – удачные ходы, раненые и убитые «судна» противника. Естественно, готовые поля со стратегически размещенным «флотом» не показывают сопернику.

Дальше участники по очереди делают ход, называя координаты выстрела (А1, например). Если в данной точке есть корабль, то атакуемый сообщает о ранении, а атакующий продолжает ходить до тех пор, пока не ошибется. Выигрывает тот, кому первому удалось истребить «флот» соперника.

Настольные игры

Вполне возможно, что для шахмат четырехлетний ребенок еще слишком мал (хотя…), но вот до шашек, го, поддавков, различных «ходилок» с выбрасыванием кубика он точно уже дорос. Поэтому смело можешь начинать знакомить его с любимыми забавами нашего поколения.

Если лень обучать самому, можешь позволить малышу играть в те же или другие логические игры на компьютере, но все же общение с родителем для него предпочтительнее.

Эстафета живописцев

Чем больше в этой игре будет участников, тем лучше. Суть в следующем: игроки делятся на две команды (количество игроков должно быть равным). Каждой команде выдаются карандаши и одинаковое задание – нарисовать, скажем, кошку за определенное время (минуту-две).

При этом участники подходят к листу по очереди, а за один подход можно нарисовать только одну линию или круг. Выигрывает команда, у которой за отведенное время будет нарисован более полный (детальный, похожий) рисунок.

Кроме мышления игра помогает развить воображение и навыки командной работы.

Сундучок

Игра довольно сложна и требует от старшего дошкольника наличия некоторого уровня подготовки.

В коробку или мешок кладешь какой-либо предмет. Задача малыша – отгадать за десять вопросов, что находится в «сундучке».

Вопросы задаешь только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».

Игра требует от ребенка развитых навыков обобщения и классификации. Также учит внятному формулированию собственных мыслей в устной речи.

Небылицы

Очень смешная игра, в которой ребенок должен исправлять преднамеренно допущенные тобой смысловые неточности в каких-то спонтанных рассказах.

Хорошо, что самому родителю удается здорово повеселиться во время игры. Сам подумай, сочинение на манер: «Шел как-то окунь через железнодорожные пути, а за ним увязался заяц, торгующий капустой…» не может не порадовать.

Детям также очень нравится громко выкрикивать фразу «Так не бывает!» Доставь малышу такое удовольствие. Уточняющий вопрос «А как правильно?» в данном случае обязателен и все-непременен:).



загрузка...
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
загрузка...